Власти согласовали новые условия компенсации для нефтяников за сдерживание цен на бензин
Правительство решило вновь скорректировать параметры компенсаций для нефтяников, увеличив им выплаты за сдерживание цен на бензин. Это должно помочь не допустить резких скачков весной 2022 года
Правительство на совещании в четверг, 10 февраля, согласовало корректировку Налогового кодекса для изменения компенсаций нефтяникам за сдерживание цен на бензин и дизтопливо в рамках так называемого демпферного механизма. Об этом РБК рассказал чиновник, знакомый с итогами совещания, и подтвердила пресс-служба Белого дома.
Демпферный механизм, введенный в 2019 году, нужен для поддержки стабильности цен на нефтепродукты на внутреннем рынке вне зависимости от колебания стоимости нефти в мире. При высоких экспортных ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких, наоборот, должны заплатить в бюджет.
Целью корректировки демпфера является стабилизация ситуации с ростом цен на моторные топлива, отмечала пресс-служба правительства накануне совещания.
Как изменится формула демпфера
В формуле демпфера заложена индикативная цена на бензин и дизтопливо — оптовая цена, которую устанавливает правительство, от нее зависит уровень компенсации нефтяникам. В 2021 году индикативная цена на бензин была снижена на 4 тыс. руб., до 52,3 тыс. руб. за тонну. Планировалось, что она будет частично восстановлена с 1 января 2022 года. «Это могло повлиять на розничные цены, поэтому от этого восстановления решено отказаться», — заявил в интервью РБК вице-премьер Александр Новак в конце декабря.
Он тогда говорил, что индикативная цена в 2022 году будет индексирована на 3%, то есть значительно ниже инфляции. При этом глава Федеральной антимонопольной службы Максим Шаскольский предлагал вообще не индексировать этот параметр цены, оставив его на уровне 2021 года. Но в итоге решили сохранить темп индексации в 2022 году, заложенный в Налоговом кодексе, — на 5,5%, до 55,2 тыс. руб., сказали РБК два источника, знакомые с корректировками.
К тому же будет повышен размер компенсации с 68 до 83% от разницы между экспортной и индикативной ценой на бензин (остальное нефтяные компании берут на себя), рассказывал РБК Новак: «Мы считаем, что это смягчит ситуацию с давлением на рост цен в рознице».
Теперь законопроект о такой корректировке демпфера будет внесен в Госдуму, отмечают в правительстве. По словам источника РБК, он может вступить в силу уже в апреле. Как сообщали источники «Коммерсанта», это делается для того, чтобы компенсации нефтяникам были увеличены перед уходом НПЗ на весенние ремонты и началом роста спроса на топливо. В пресс-службе Минфина не ответили на вопрос РБК о сроках начала действия изменений в формуле демпфера.
Однако 21 января замглавы Минфина Алексей Сазанов говорил, что поправки заработают только с 1 июля и демпфер не будет корректироваться задним числом, так как это приведет к выпадающим доходам бюджета. «Мы это будем делать на будущее. Основная наша цель — эти системные решения, которые в долгосрочной перспективе в большей степени обеспечат защиту потребителя», — подчеркивал он. Ускоренное принятие поправок в демпферный механизм может принести нефтяникам дополнительно 200–300 млрд руб. компенсаций, оценивали эксперты KPMG.
Как это повлияет на розничные цены на бензин
«Настройка демпфера необходима, чтобы сделать розничный бизнес прибыльным и рентабельным, чтобы обеспечить инвестиции в эту отрасль. Та настройка, которая обсуждалась и должна быть проведена в начале следующего года, позволят эту задачу решить», — говорил гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков в декабре 2021 года. По его словам, на тот момент рентабельность бизнеса АЗС была на уровне нуля или даже отрицательной, а хуже всего ситуация отражалась на независимых АЗС, которые переставали инвестировать в бизнес.
В случае более раннего вступления в силу корректировок демпфера в 2022 году — в апреле, а не в июле — правительство поможет бизнесу независимых владельцев АЗС, признает вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев: «Сезонный рост оптовых биржевых цен на топливо в этом случае не будет резким и скачкообразным, что поможет независимым АЗС создать нужные запасы бензина и дизеля, избежать их дефицита и не разориться весной и летом».
По оценкам экспертов Независимого топливного союза, рост оптовых цен на топливо традиционно начинается весной с сезоном ремонтов на НПЗ, а их пик приходится на май—июнь. Розничные цены догоняют оптовые через две-четыре недели, но по согласованию с правительством нефтяники сдерживают их на своих АЗС в пределах инфляции, а независимые владельцы станций вынуждены также их сдерживать, опасаясь потерять клиентов. В результате владельцы АЗС терпят убытки.
Резкий рост оптовых цен выше индикативных грозит нефтяникам невыплатой демпфера, поэтому они будут стараться не допускать таких случаев, надеется Гусев. Он считает, что цены на заправках не вырастут выше инфляции.
По информации Росстата, в 2021 году розничные цены на бензин в России выросли в среднем на 8,8%, незначительно превысив темпы годовой инфляции (8,39%). «По данным Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК и Федеральной антимонопольной службы, отслеживающих значительно большее количество АЗС, рост розничных цен на АИ-92 за период с начала года по 24 декабря составил 7,8%, на АИ-95 — 7,6%», — приводил данные Новак.
Годовая инфляция в России в январе 2022 года ускорилась до 8,73 против 8,39% в декабре 2021 года. За неделю с 31 января по 4 февраля средняя стоимость бензина в рознице выросла на 0,5%, до 50,86 руб. за литр. Цена бензина Аи-92 не изменилась (47,56 руб. за литр), Аи-95 подорожал на 8 коп., до 51,58 руб., Аи-98 — на 21 коп., до 59,9 руб. Дизельное топливо за первую неделю февраля подешевело впервые с сентября 2021 года на 25 коп., до 54,62 руб. за литр.
Авторы
Людмила Подобедова,
Тимофей Дзядко