Новак допустил производство водорода из угля для снижения выбросов CO2

Вице-премьер Александр Новак допустил, что на предприятиях, работающих на газе и угле, начнут производить низкоуглеродный водород. Это поможет России выполнить условия Парижского соглашения по климату

Новак допустил производство водорода из угля для снижения выбросов CO2

Вице-премьер Александр Новак рассказал о вариантах декарбонизации с использованием водорода в разных отраслях промышленности для выполнения условий Парижского соглашения по климату, которое Россия ратифицировала в 2019 году. Об этом говорится в его статье в апрельском номере журнала «Энергетическая политика».

Сейчас наиболее экономически выгодным считается производство водорода из ископаемого сырья. По данным Международного энергетического агентства, в структуре мирового производства чистого водорода 75% приходится на природный газ, 23% — на уголь, указывает Новак. При этом водород, производящийся из ископаемого топлива, в первую очередь угля, обладает относительно высоким углеродным следом.

В изначальный заголовок статьи внесены изменения после уточнения от секретариата вице-премьера Александра Новака.

Но вице-премьер утверждает, что можно снизить уровень углеродного следа в отраслях, которые потребляют много газа и угля, за счет водорода, полученного с использованием низкоуглеродных технологий. «Для снижения углеродного следа и дальнейшей декарбонизации отраслей возможно внедрение технологий производства водорода из ископаемого сырья с использованием систем улавливания и хранения углекислого газа, а также электролиза воды, в первую очередь с помощью энергии объектов атомной, гидро-, ветряной и солнечной энергетики», — пишет он. К тому же такой водород может стать вариантом замены уже используемого в нефтепереработке и химической промышленности водорода, производство которого предполагает выбросы углекислого газа.

Несмотря на то что сегодня водород используется в основном в промышленном производстве, он обладает значительным потенциалом расширения областей применения, замечает вице-премьер. В сфере электроэнергетики этот элемент может использоваться в качестве углеродно-нейтрального топлива как для централизованной, так и для распределенной генерации, выступать средством накопления энергии и применяться в качестве вторичного энергоносителя, аккумулирующего энергию, которая производится на объектах возобновляемой энергетики. Кроме того, использование водорода в смеси с метаном или в чистом виде в системе газоснабжения рассматривается в качестве направления декарбонизации децентрализованного теплоснабжения и ЖКХ, добавляет Новак.

Сейчас в России нет промышленных проектов по производству «зеленого» водорода (получается электролизом воды из электроэнергии из возобновляемых источников энергии), говорил РБК глава столичного дептранса Максим Ликсутов. Минэнерго подготовило проект Концепции развития водородной энергетики, которая предусматривает, что уже к 2024 году экспорт экологически чистого водорода из России вырастет до 0,2–1 млн т, принося производителям доходы в размере от $0,6 млрд до $3,3 млрд. К 2050-му в зависимости от сценария доходы могут вырасти и до $23,6–100,2 млрд в год, прогнозируется в документе.

Россия намерена занять 20% мирового рынка водорода к 2030 году, потребность в котором может вырасти в странах, подписавших Парижское соглашение, заявил 12 апреля замглавы Минэнерго Павел Сорокин на коллегии ведомства. «Мы считаем, что это (экспорт из России «зеленого» водорода. — РБК) в 2035 году может быть от 1 млн до 2 млн т в «низком» сценарии, до 7 млн т — при более активном бурном развитии [спроса на водород в мире]», — сказал он.

Планируется также развитие внутреннего рынка водорода, в том числе создание водородных двигателей для автомобильного, общественного и железнодорожного транспорта. В конце 2020 года президент Владимир Путин дал поручение правительству разработать городской автобус на водородном топливе. «Нужно обязательно <…> к 2023 году сделать городской автобус на водородном носителе», — заявил он во время совещания с премьером Михаилом Мишустиным. Власти Москвы в ближайшие 30 лет намерены ввести в действие водородные автобусы в рамках стратегии развития сети экологически чистого транспорта, говорится в колонке Ликсутова для РБК.

Автор

Новак допустил производство водорода из угля для снижения выбросов CO2

Людмила Подобедова

Источник