“Платон” пойдет по регионам

bfc54e0c9199b7d88634bb63c4c1a984

Действие системы взимания платы за пользование федеральными трассами грузовыми автомобилями свыше 12 тонн может быть распространено на региональные дороги.

Обсуждение «расширенной» версии налога для водителей большегрузов началось еще четыре года назад и проходило параллельно с разработкой федеральной системы. Главы субъектов обеспокоены возможным увеличением нагрузки на трассы, которые находятся в их подчинении, поскольку это повлечет за собой дополнительные расходы на ремонт изувеченного грузовиками дорожного покрытия. Сегодня стало известно, что над этим проектом работает и руководство Московской области.

О том, что система «Платон» может начать действовать на подмосковных дорогах, агентству «Москва» заявил заместитель председателя областного правительства, министр инвестиций и инноваций региона Денис Буцаев. «Над этим проектом мы работаем, но конкретных сроков ввода в эксплуатацию подобного рода системы и вообще вопрос введения платы за проезд большегрузов по региональным дорогам в настоящий момент не обсуждается», – заявил он.

Как ранее сообщала газета «Ведомости», региональные власти серьезно обеспокоились сохранностью своих бюджетов и дорог сразу, как только началось обсуждение проекта по взиманию платы за пользование федеральными трассами. По их прогнозам, ради экономии дальнобойщики будут стараться объезжать главные дороги по регионалкам, многие из которых и без дополнительной нагрузки находятся в плачевном состоянии.

В 2013 году несколько регионов, в том числе Ленинградская, Калужская, Оренбургская области и Татарстан обратились в Минтранс и Росавтодор с предложением ввести налог на пользование региональными дорогами по аналогии с федеральной системой, чтобы сбалансировать трафик и компенсировать ущерб, который нанесет маневр дальнобойщиков.

В марте Минтранс подготовил необходимые поправки в Бюджетный кодекс и закон об автодорогах, относящие начало применения этой практики на 2017 год. А в конце июня депутаты заксобрания Калужской области внесли соответствующий законопроект в Госдуму. Авторы документа указали на тот факт, что при увеличении интенсивности пользования большегрузами дорог регионального или межмуниципального значения возникнет необходимость в их переводе в более высокую категорию и в увеличении регионального финансирования.

В связи с этим депутаты калужского заксобрания предложили создать правовые основы для компенсации ущерба, который будет нанесен дорогам, и «обеспечить поступление дополнительных финансовых средств в дорожные фонды субъектов РФ и органов местного самоуправления». Однако, как недавно заявил глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев, поправки к законодательству «не рассматриваются, никто даже не мыслит об этом».

Наиболее активно в проработке региональной системы участвует руководство Татарстана. Еще в октябре прошлого года президент республики Рустам Минниханов на заседании Госсовета по автодорогам с участием Владимира Путина предлагал расширить закон о введении платы с 12-тонных фур. При этом, по данным «Ведомостей», в концессионном соглашении между Росавтодором и оператором системы «Платон» уже заложена возможность присоединения субъектов к федеральной системе. Проверить это невозможно, поскольку Росавтодор отказывается раскрывать содержание концессионного соглашения.

Ритейлеры и критики системы «Платон» ранее предупреждали, что новый налог приведет к росту цен на розничные продукты, но если работа системы будет расширена на региональные дороги, цены вырастут в разы. Заместитель руководителя Росавтодора Дмитрий Прончатов считает, что у региональных властей нет повода для беспокойства, учитывая состояние дорог, а также нерентабельность их эксплуатации перевозчиками.

«Если удлинение пути составит более 10%, то теряется всякий экономический смысл этого объезда. Если вы учтете качество региональных дорог, которое все-таки почти везде ниже, чем федеральных, за редким исключением, то этот объезд кроме удлинения пути и затрат большего времени, расхода горючего и так далее приведет к еще большему снижению эффективности перевозки», – заявил Прончатов «БИЗНЕС Online».

Председатель союза дальнобойщиков Валерий Войтко уверен, что развертывание «Платона» экономически нецелесообразно, зато выглядит как диверсия. «Если пойдет речь о региональных “Платонах”, то это можно будет расценивать как диверсию и целенаправленный развал экономического пространства. По крайней мере возить товары в Сибирь будет точно дешевле из Китая, чем с Урала или Поволжья», – сказал он «Коммерсанту». По мнению дальнобойщиков налог на проезд по региональным трассам попросту заменит транспортный налог, о возможной отмене которого говорил Владимир Путин во время большой пресс-конференции.

Антон Быков

Источник: polit.ru