Правительство введет акциз на сталь со ставкой 2,7% и изменит подход к расчету НДПИ на руду, коксующийся уголь и удобрения, сообщил глава РСПП. Дифференциацию налога на прибыль кабмин отложил на год по просьбам бизнеса
Правительство введет акциз на сталь со ставкой 2,7% и изменит подход к расчету НДПИ на железную руду, коксующийся уголь и удобрения, сообщил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин по итогам совещания у премьер-министра Михаила Мишустина с бизнесменами. Вопрос о дифференциации налога на прибыль в зависимости от инвестиций и дивидендов, по его словам, кабмин решил отложить как минимум до 2023 года. Такую просьбу бизнеса озвучил на совещании сам Шохин.
«По НДПИ договорились по ставкам… Нашли компромиссные цифры. По руде — 4,8%, по жидкой стали — 2,7%. По минеральным удобрениям компромисс был достигнут», — сказал глава РСПП, комментируя итоги совещания (цитата по «Интерфаксу»). По его словам, новые ставки будут действовать три года.
«Предложенные изменения выведут нас на среднемировой уровень изъятия природной ренты, который будет направляться на финансовое обеспечение национальных целей развития, определенных президентом страны», — говорил на совещании министр финансов Антон Силуанов. По его словам, до встречи в правительстве с бизнесом были согласованы параметры налогообложения по удобрениям, коксующемуся углю и многокомпонентным рудам. Решение по размеру акциза на сталь и параметрам НДПИ на железную руду принималось на совещании.
По оценке главы аналитического департамента BCS Global Markets Кирилла Чуйко, одобренные правительством налоги обойдутся металлургам в 3–8% EBITDA в 2022 году.
По первоначальному предложению Минфина, акциз на сталь должен был составлять 3% от экспортной цены слябов в российских портах, если та превысит $300 за тонну. Министерство также предлагало ввести ставки НДПИ для коксующегося угля и железной руды (сырье для черной металлургии) на уровне 1,5 и 5,5% соответственно с привязкой к рыночным мировым ценам на это сырье.
«Русская сталь», которая объединяет крупнейших производителей стали, включая «Северсталь», Evraz, группу НЛМК и ММК, предлагала установить ставку по акцизу на сталь на уровне 2,5% от экспортной цены слябов в российских портах, если та выше $300 за тонну. Сейчас сляб в портах Черного моря стоит около $720–740 за тонну. Ставку НДПИ на железную руду металлурги просили снизить до 2,96% от экспортных котировок в Китае. РБК направил запрос в «Русскую сталь».
Ввод акциза на сталь и изменение расчета НДПИ принесут в бюджет, по расчетам Минфина, дополнительно около 160 млрд руб. в год.
Отложенное изменение налога на прибыль
Что касается дифференциации налога на прибыль, «правительство предложило создать отдельную рабочую группу между РСПП и правительством по обсуждению налоговых инициатив, в частности этого законопроекта по принуждению к инвестициям», — сказал Шохин.
В начале открытой части совещания с Мишустиным первый вице-премьер Андрей Белоусов, говоря о повышении ставок налога на прибыль для компаний, которые платят больше дивидендов, чем инвестируют, вспомнил статью Максима Горького, которую тот написал в марте 1932 года, «С кем вы, мастера культуры». «Вот и мне хочется спросить, с кем вы, мастера металлургии и химии, вы в национальной повестке или нет?» — сказал он. Белоусов пояснил, что, с его точки зрения, для бизнеса находиться в национальной повестке значит не только софинансировать социальные программы и платить налоги, но и в первую очередь инвестировать. «У нас сейчас стоит альтернатива: либо мы за счет инвестиций получим приемлемые темпы роста и тогда сможем решать социальные проблемы, которые копились годами, без повышения нагрузки на бизнес, либо попадем в низкие темпы роста [экономики] и тогда повышение налоговой нагрузки на бизнес неизбежно», — отметил он. По словам Белоусова, после 2016 года дивиденды у некоторых металлургов и химиков выше инвестиций и «развилка все больше и больше».
Минфин предложил взимать налог на прибыль по ставке 25% (вместо стандартных 20%), если у компании коэффициент, определяемый как разница между суммарными за пять лет дивидендами и инвестициями за вычетом амортизации, разделенная на величину чистых активов, составляет от одного до двух, и по ставке 30%, если этот коэффициент превышает два, следует из разработанного министерством законопроекта.
По словам Силуанова, такое повышение затронет «единицы» компаний, «на двух руках поместятся». На вопрос, сколько предложенная мера принесет дополнительных денег в бюджет, Силуанов ответил: «Здесь мы не ставим каких-то фискальных целей, чисто стимулирующие».
Однако, если по предложениям Минфина ввести акциз на сталь и повысить сборы по НДПИ бизнес обсуждал размер ставок и другие условия налогообложения, то в отношении планов повысить ставку налога на прибыль в зависимости от выплаченных дивидендов и инвестиций предприниматели выступили резко против. Металлурги и Шохин уже заявляли, что предложенный Минфином подход к расчету налога на прибыль нарушает принцип российского налогового законодательства — «закон обратной силы не имеет», поскольку для расчета ставки налога предлагается использовать данные о дивидендах, инвестициях и амортизации за предыдущие пять лет.
Почему металлургам повысили налоги
Вопрос увеличения налоговой нагрузки для металлургических компаний и производителей удобрений власти начали обсуждать после резкого роста цен на металл и удобрения в конце прошлого — первой половине текущего года. В мае Белоусов заявлял, что вследствие роста мировых и внутрироссийских цен металлурги резко увеличили доходы и «нахлобучили» государство, в первую очередь за счет увеличения стоимости госконтрактов, примерно на 100 млрд руб. Спустя месяц правительство объявило о введении с 1 августа и до конца года временных экспортных пошлин на сталь и цветные металлы. Одновременно власти продолжили рассматривать варианты постоянного механизма пополнения бюджета. Изначально речь шла о дальнейшем повышении ставок налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для производителей удобрений, а также на руды черных и цветных металлов. Их уже повысили с начала 2021 года в 3,5 раза, но, по мнению Минфина, этого недостаточно: налог недотягивает до мирового уровня, где горная рента при добыче твердых полезных ископаемых составляет 3–5% от выручки горнодобывающих компаний, тогда как в России она не превышает 1–2%. В августе президент Владимир Путин заявил о планах повысить НДПИ для компаний, занятых в металлургической промышленности, начиная с 2022 года, не уточнив деталей.
Автор
Светлана Бурмистрова