6 сентября 13 вагонов с блоками ракеты-носителя «Союз‑2.1 а» были отправлены из Самары, с завода-изготовлителя РКЦ «Прогресс», на Дальний Восток. 24 сентября эшелон прибыл на строящийся космодром «Восточный».
Спецпоезд должен был доехать до технического комплекса космодрома — там ракету-носитель и космический аппарат готовят к старту. Предполагалось, что вагоны вначале зайдут в тепловой тамбур, где их обогреют перед разгрузкой (в 30‑градусные морозы, а они на «Восточном» не редкость, без такой процедуры просто не обойтись). Из теплового тамбура части ракеты-носителя должны были переместить на склад блоков, а уже оттуда — в монтажно-испытательный корпус ракеты-носителя (МИК РН) — специальное помещение, в котором поддерживается определенный влажностно-температурный режим и идеальная чистота. Дальше — сборка, испытания, подготовка к пуску.
Но спецпоезд так и не попал в тепловой тамбур. До 9 октября блоки ракеты в специальных герметичных контейнерах простояли на железнодорожных путях недалеко от космодрома. Где именно, пресс-служба ФГУП ЦЭНКИ (Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры) сказать отказалась, сославшись на то, что эшелон — объект режимный, и информировать о его местонахождении они не в праве. Местные журналисты говорят, что спецпоезд стоял рядом с Циолковским — бывшим поселком городского типа Углегорск, закрытым городом ракетчиков, где никак не могут достроить жилье для персонала «Восточного».
По версии неназванного источника агентства ИТАР-ТАСС, эшелон не смог зайти в тепловой тамбур из-за того, что по габаритам не прошел во входные ворота. Источник «Новой» в Федеральном агентстве специального строительства, Роскосмос и ФГУП ЦЭНКИ с этим не согласны: дело не в том, что что-то куда-то не пролезло — у контейнеров с блоками ракеты-носителя стандартные габариты, а в том, что тепловой тамбур пока категорически не готов к приему вагонов на обогрев.
В итоге платформы с контейнерами все-таки попали в МИК РН. Как объяснил «Новой» один из сотрудников «Дальспецстроя», блоки завезли в монтажно-испытательный корпус по железнодорожным путям, по которым уже собранную и прошедшую все необходимые испытания ракету должны вывозить на стартовый стол.
Однако никакие работы с блоками ракеты-носителя до сих пор не проводятся — генеральный директор ЦЭНКИ Рано Джураев говорит, что части ракеты останутся в герметичных контейнерах до тех пор, пока монтажно-испытательный корпус ракеты-носителя не будет полностью сдан в эксплуатацию.
По графику, который утвердил директор Спецстроя Александр Волосов, МИК РН должны были полностью подготовить к приему ракеты-носителя еще месяц назад — 15 сентября. При этом источник «Новой» в Дальспецстрое считает, что у МИК РН самая высокая степень готовности среди всех объектов технического комплекса космодрома.
Технический комплекс входит в список объектов пускового минимума «Восточного» — то есть тех объектов, без которых первый старт с нового космодрома, запланированный на 25 декабря 2015 года, просто не состоится. В процессе строительства пусковой минимум уже был сокращен примерно на одну треть — Роскосмос и Спецстрой отказались от аэропорта, комплекса компонентов ракетного топлива, промзоны, строительства 28 домов для работников космодрома (теперь к декабрю обещают сдать 12 домов, пока на финальной стадии готовности только 4), делового комплекса. Отказались, когда поняли, что успеть в срок построить эти объекты им может помочь только чудо.
О том, что строительство объектов пускового минимума практически завершено, Спецстрой заявлял неоднократно: например, одно из таких сообщений появилось на официальном сайте ведомства еще в начале июня. 13 октября, накануне визита Владимира Путина на космодром, Спецстрой опять сообщил: «Строительно-монтажные работы на объектах первой очереди космодрома «Восточный» практически завершены», «… созданы все необходимые условия для работы специалистов предприятий Роскосмоса».
«Специалисты предприятий Роскосмоса» не вполне с этим согласны. Так, ЦЭНКИ сообщает, что продолжаются строительные работы в монтажно-испытательном комплексе космического аппарата — том помещении, где тестируют космический аппарат и заправляют топливом разгонные блоки и блоки выведения.
«Новая» попросила пресс-службу Спецстроя рассказать, какие именно из объектов пускового минимума уже полностью готовы и сданы в эксплуатацию и на какой стадии находятся работы на остальных, однако официальный представитель ведомства Светлана Чумикова предоставить эту информацию — до визита Владимира Путина на космодром — отказалась.
О том, что провести первый пуск с «Восточного» 25 декабря невозможно, специалисты отрасли начали говорить еще в конце весны. Источник «Новой» в Дальспецстрое утверждает, что для завершения всех строительных работ первый пуск необходимо переносить примерно на три месяца.
Но решение о переносе, очевидно, может принять только Владимир Путин, представители Роскосмоса и Спецстроя отказываются официально, под запись, говорить о том, что президентское поручение с первым пуском до конца года уже невозможно выполнить.
«На самом деле, несмотря на все проблемы, мы были очень рады, когда блоки ракеты-носителя прибыли на космодром, — рассказывает один из строителей «Восточного», который сейчас находится на космодроме. — Это что-то вроде подтверждения, что вся работа была проделана не зря, что космодром действительно получится».
Но не все строители настроены так оптимистично. Многим из тех, кто весной жаловался на невыплаты зарплат, деньги не вернули до сих пор. Не заплатили, в том числе, работникам Тихоокеанской мостостроительной компании, которые рассказали о своей проблеме президенту во время прямой линии (№ 71 «Новой» от 8 июля 2015 года). Путин тогда пообещал, что лично все проконтролирует, а спустя несколько дней вице-премьер Дмитрий Рогозин, который курирует строительство космодрома, отчитался, что все долги перед рабочими закрыты.
А люди до сих пор сидят без денег. Еще одно президентское поручение не было выполнено. Или было невыполнимым в принципе.
Зинаида Бурская
Источник: