Сведения о федеральной собственности — и в России, и за рубежом — должны заноситься в Реестр федерального имущества, гласит постановление правительства №447, а затем, в соответствии с приказом Минэкономразвития №329 — публиковаться в интернете на сайте Росимущества. Исключением являются данные о земле и недвижимости военных баз и космодромов, отнесенные к гостайне и охраняемые соответствующим законом. Заграничная собственность (если это не военные базы) этим законом не защищена. Раньше в постановлении Минэкономразвития был пункт, который запрещал публиковать данные об объектах, относящихся к «закрытым сведениям», но в марте 2011 года ограничение было снято.
Тем не менее, работая над материалом об имуществе Управделами президента («Исследование РБК: чем владеет Кремль»), РБК не обнаружил данных о загрансобственности ни в публичном Реестре федерального имущества, ни на сайте «Госзагрансобственности» (подконтрольное Управделами предприятие, управляющее собственностью РФ за границей).
На сайте «Госзагрансобственности» есть данные только о четырех заграничных комплексах, все они — объекты культуры: Свято-Николаевский собор в Ницце, Подворье Русской православной церкви в Бари, Российский музейно-парковый комплекс в Иерихоне и Сергиевское подворье в Иерусалиме. Нет никакой информации и на сайте самого Управделами. А в публичном Реестре федерального имущества за «Госзагрансобственностью» помимо трех московских помещений их офиса числится один крымский санаторий — пансионат «Россия» в Евпатории. Он был закреплен за этим предприятием еще до присоединения Крыма к России.
«В целях национальной безопасности, в том числе в связи с недружественной политикой ряда стран, сведения о федеральном имуществе, расположенном за рубежом, не размещаются в сети интернет на сайте Росимущества, по этим же основаниям предоставление данной информации по запросам СМИ является нежелательным», — гласит письменный ответ РБК за подписью замруководителя Росимущества Алексея Чубаря.
На последующий запрос с просьбой указать, кем и когда было принято решение о засекречивании и каковы его правовые основания, Чубарь сообщил, что «ответ по существу поставленных <…> вопросов находится вне полномочий Росимущества».
Запросы РБК министру экономических отношений Алексею Улюкаеву (Росимущество — подведомственная организация Минэкономразвития) и первому вице-премьеру Игорю Шувалову с просьбой указать, в чьи полномочия входит предоставление СМИ сведений о зарубежном имуществе, принадлежащем государству, к моменту публикации этого материала остались без ответа. «Вопрос очень щепетильный, ответа можете не ждать», — предупредил РБК источник, близкий к кабинету министров.
Информация о собственности за рубежом может быть защищена постановлением или актом на уровне правительства с пометкой «для служебного пользования», которые не публикуются, не исключает партнер юридической фирмы Goltsblat BLP Виталий Можаровский.
В последнее время собственность России за рубежом стала объектом охоты экс-акционеров ЮКОСа по решению Гаагского суда от 18 июля 2014 года, согласно которому Россия обязана компенсировать им «экспроприацию имущества», выплатив $50 млрд.
В июне этого года французские и бельгийские судебные приставы приступили к исполнению судебных решений об аресте имущества России. Аресты производятся по решению Гаагского суда от 18 июля 2014 года, согласно которому Россия обязана компенсировать «экспроприацию имущества», выплатив бывшим владельцам ЮКОСа $50 млрд. Французские и бельгийские судебные приставы уже приступили к исполнению судебных решений об аресте российского имущества. В частности, летом в Париже было арестовано здание ФГУП «Госзагрансобственность» Управделами президента, где помещения арендует МИА «Россия сегодня», во Франции и Бельгии также были арестованы счета агентства, а в октябре стало известно об аресте акций ВГТРК в Euronews.
Владислав Данилейко
Источник: