Речь идет о повторном нарушении законодательства в части удаления запрещенной информации, сообщил Роскомнадзор. В этом случае штраф может составить более 1 млрд руб., оценили эксперты
Facebook грозит штраф в размере десятой части его выручки в России. Соответствующий протокол планирует составить и вручить представителям соцсети Роскомнадзор за повторное неудаление запрещенной информации, сообщили «Ведомостям» в пресс-службе регулятора.
На составление протокола представителей Facebook вызвали 4 октября. Затем документ направят в суд, который определит размер штрафа. Так как речь идет о повторном нарушении законодательства в части удаления запрещенной информации, Facebook могут обязать выплатить штраф в размере «от 1/20 до 1/10 годового оборота интернет-компании», уточнил представитель службы.
В Facebook не ответили на запрос издания.
С начала года российские суды неоднократно штрафовали крупные интернет-компании, среди которых Twitter, Facebook, Google и TikTok, однако до сих пор штрафы не были столь ощутимыми и составляли не более 20 млн руб. Их выписывали или за неудаление запрещенной информации (ст. 13.41 КоАП), или за хранение данных российских пользователей за рубежом (ст. 13.11 КоАП).
К примеру, суммарно все присужденные за этот период в России штрафы Facebook за неудаление запрещенной информации составили 66 млн руб., Twitter — 38,4 млн руб., Google — 26 млн руб. По делам о локализации пользовательских данных Facebook и Twitter в августе были оштрафованы на 15 млн и 17 млн руб. соответственно, отметили в Роскомнадзоре.
Согласно ст. 13.41 КоАП соцсети и провайдеры обязаны по требованию властей удалять страницы с запрещенной информацией. Под эту категорию подпадают различные сведения, в том числе продажа поддельных справок и дипломов, реклама казино и информация, которую суд признает экстремистской. Кроме того, отдельно в статье прописана обязанность удалять страницы с призывами к экстремизму, детской порнографией и информацией по употреблению наркотиков. За повторное неудаление таких сведений предусмотрен больший размер штрафа — не десятая, а пятая часть оборота компании.
По данным Роскомнадзора, всего на данный момент администрация Facebook и Instagram не удалила более 2 тыс. противоправных материалов, «в том числе содержащих детскую порнографию, суицидальный, пронаркотический, экстремистский контент». Несмотря на то, что такие публикации, неудаление которых может привести к большему штрафу, также нашли в Facebook, соответствующее производство в Роскомнадзоре пока не инициировали, отметил источник издания, знакомый с ходом рассмотрения дела.
Всего с начала года ведомство составило в отношении Facebook 19 протоколов по ст. 13.41 КоАП РФ за неудаление запрещенного контента. Суд назначил компании штрафы на общую сумму около 70 млн руб., из которых судебные решения на 43 млн руб. уже вступили в силу. «Администрация Facebook штрафы не оплатила», — отметили в Роскомнадзоре.
Выручка Facebook, по данным компании, в 2020 году по всему миру составила $85,9 млрд. Доходы отдельно по странам, в том числе по России, она не раскрывает.
По оценке аналитика «Финама» Леонида Делицына, российская выручка может составлять около 8–12 млрд руб. В этом случае сумма штрафа может составить от 0,4–0,6 млрд руб., если суд применит ставку в размере 1/20 оборота в России, до 0,8–1,2 млрд руб. при максимально возможной ставке.
Однако взыскать штраф в России будет непросто, отметил председатель комиссии по цифровой экономике Московского отделения Ассоциации юристов России Александр Журавлев. Основная проблема в том, что у ряда иностранных ИТ-компаний, в том числе Facebook и Twitter, нет официального представительства в стране.
Снять эту проблему должен принятый закон «о приземлении» иностранных ИТ-компаний, который президент Владимир Путин подписал в начале июля. Согласно этому закону с 1 января 2022 года иностранные ИТ-компании должны будут создать свои филиалы и представительства в России. Требование коснется соцсетей с суточной аудиторией более 500 тыс. российских пользователей, при условии, что эти соцсети публикуют контент на русском языке, а реклама направлена на российскую аудиторию.
В обратном случае в отношении компаний могут применить ряд мер. Среди них — запрет на распространение рекламы ресурса в России, ограничение денежных переводов и приема платежей от российских граждан и компаний, а также частичное или полное ограничение доступа к ресурсу.
Автор
Виктория Полякова