Росприроднадзор проверит учет метана на шахте «Листвяжная» после аварии, из-за которой погибли 46 шахтеров и пять спасателей. Об этом в интервью РБК рассказала глава ведомства Светлана Радионова
Росприроднадзор проверит учет метана на шахте «Листвяжная» после аварии 25 ноября 2021 года, унесшей жизни 46 шахтеров и пяти спасателей. Об этом в интервью РБК рассказала глава ведомства Светлана Радионова.
По ее словам, Роснедра и Росприроднадзор ведут большой проект по утилизации метана: «Мы обсуждаем это на площадках научно-технического совета, и, я думаю, этим также будет заниматься и Минэнерго с участием бизнес-сообщества».
Ведомства разбираются на примере шахты «Листвяжная» (входит в «СДС-Уголь» Михаила Федяева), как учитывался метан и сколько его там было. В качестве основной версии трагедии как раз рассматривается взрыв метана. После этой аварии шахтеры «Листвяжной» рассказали РБК о многочисленных нарушениях и работе в опасных условиях — при недопустимо высоком уровне метана. Кроме того, по словам горняков, им выдавали газоанализаторы с заклеенными скотчем датчиками, чтобы приборы искажали показания. Позднее генпрокурор Игорь Краснов подтвердил, что на шахте были случаи, когда скрывались показания приборов контроля.
Радионова привела в пример нефтяников, которые занимаются утилизацией попутного нефтяного газа (ПНГ, смесь газов, выделяющаяся из нефти, состоящая из метана, этана, пропана, бутана и изобутана). За последние 15 лет они научились утилизировать и рационально использовать ПНГ, вовлекая его в оборот. Нефтяные компании используют ПНГ для производства электричества и, по большому счету, содержат на нем свои кустовые площадки на месторождениях, пояснила глава Росприроднадзора.
В отличие от нефтяной отрасли у угольщиков Росприроднадзор не видел ни одной программы по улавливанию метана как парникового газа. «Я не верю в то, что нет такой технологии утилизации. Просто никто никогда не думал об этом», — заявила Радионова. По ее мнению, причина отставания угольщиков в том, что нефтяную отрасль все время нагружали экологическими требованиями, а угольная находилась в ситуации выживания и не могла им соответствовать по экономическим причинам.
Какие проекты по дегазации есть в Кузбассе
После аварии на «Листвяжной» президент России Владимир Путин дал ряд поручений правительству по ужесточению соблюдения правил безопасности работы шахтеров. В частности, он поручил внести поправки в Административный кодекс (КоАП), предусматривающие приостановление деятельности шахт за невыполнение требований по дегазации при добыче угля.
Метан из подземных выработок угольных шахт необходимо откачивать в целях безопасности. Для этого используются вентиляционные системы. Существует также несколько вариантов утилизации шахтного метана — например, его подача в газопроводы, сжигание в бойлерах вместе с другими видами топлива, использование для отопления шахты. Более современные технологии позволяют окислять смесь с концентрацией метана в воздухе менее 1% и получать полезную тепловую энергию для отопительных, холодильных или электрических установок.
Добычей метана из угольных пластов в Кузбассе занимается «дочка» «Газпрома» «Газпром добыча Кузнецк». Помимо добычи газа цель проекта — заблаговременная дегазация угольных залежей и повышение безопасности труда шахтеров. Компания начала строительство малотоннажного завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) на Нарыкско-Осташкинском метано-угольном месторождении. Первая очередь завода должна быть запущена в первом квартале 2023 года. Произведенный СПГ будет использоваться для карьерной техники и объектов ЖКХ. Кроме того, планируется увеличить число газовых заправок в Кемеровской области. Мощность завода составит 220 тыс. т СПГ в год.
Автор
Светлана Бурмистрова