Снижение затрат на железнодорожную перевозку может положительно отразиться на ценах на лососевые и их икру. Около 80% всей красной рыбы и красной икры с Дальнего Востока перевозится в другие регионы по железной дороге
Росрыболовство предложило расширить льготы по перевозке железнодорожным транспортом рыбы с Дальнего Востока. О том, что ведомство направило такое предложение в Минсельхоз, сообщил в понедельник, 4 октября, на заседании общественных советов при ФАС и при Росрыболовстве начальник управления экономики и инвестиций Росрыболовства Андрей Михалевич.
В июле этого года правительство решило ввести льготный тариф на перевозку минтая по железной дороге с Дальнего Востока в Центральную Россию. Такая мера должна была увеличить поставки минтая на внутренний рынок и разгрузить холодильные мощности на Дальнем Востоке для нового улова лососевых, которые оказались заполнены на фоне ограничения приема российской рыбы портами Китая — главного покупателя этого товара.
Для возмещения потерь из-за льготного тарифа на перевозку минтая правительство выделило субсидии РЖД. Они составляют «по факту примерно 6–7 руб.» на 1 кг продукции, уточнил Михалевич, добавив, что работа продолжается и сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы распространить льготный тариф на перевозку и других видов рыбной продукции. Росрыболовство, по словам Михалевича, на прошлой неделе внесло в Минсельхоз проект постановления по корректировке: «Внесены изменения в части минтая, сейчас собираются заявки на компенсацию этого тарифа. Параллельно ведется работа по расширению перечня видов продукции, на которую будет действовать такое субсидирование». На какую именно продукцию могут быть распространены льготные тарифы, Михалевич не уточнил.
Речь идет о субсидировании перевозок лососевых, в первую очередь горбуши, уточнил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и председатель Общественного совета при Росрыболовстве Герман Зверев. Информацию подтвердил и источник РБК, близкий к Росрыболовству.
В 2021 году на Дальнем Востоке добыли второй крупнейший за всю историю промысла улов тихоокеанских лососей — более 520 тыс. т, поэтому для поддержки поставок этой рыбы наряду с минтаем Росрыболовство направило в Минсельхоз предложение об изменениях в постановление правительства о субсидиях РЖД за льготную перевозку, сообщили в пресс-службе Росрыболовства. По подсчетам ведомства, на субсидирование перевозки 50 тыс. т продукции из лососей железнодорожным транспортом, исходя из среднего тарифа РЖД в 7 руб. за 1 кг, потребуется выделить из федерального бюджета около 350 млн руб. Росрыболовство предлагает сделать этот вид субсидий бессрочным.
В Минсельхозе уточнили, что прорабатывают вопрос совместно с Росрыболовством, в частности, определяют перечень продукции для включения в номенклатуру грузов для перевозки по льготному тарифу и анализируют стоимость такой продукции.
Стоимость доставки — один из основных факторов, который влияет на цены на красную рыбу и икру, подчеркивает Зверев. По его словам, стоимость транспортировки рыбы в рефконтейнерах в этом году резко выросла и превысила 23 руб. на 1 кг. Снижение затрат на это звено цепочки поставок «положительно отразится на рынке отечественной рыбопродукции и ее доступности», полагает Зверев. Она напоминает: около 80% красной рыбы и красной икры перевозится с Дальнего Востока в другие регионы именно по железной дороге.
В начале 2021 года цены на красную икру в России достигли максимума за десять лет: в апреле 1 кг икры в магазинах, по данным Росстата, стоил в среднем 4,7 тыс. руб., к июню цена выросла до 4,8 тыс. руб. — это на 33% больше, чем в июне 2020 года. Икра подорожала из-за того, что в 2020 году на Дальнем Востоке был самый маленький за последние пять лет улов лососей. Из-за роста цен россияне стали есть красную икру реже: по данным исследовательской компании GfK, ее продажи упали за год на 20%.
Впрочем, глава Росрыболовства Илья Шестаков в сентябре прогнозировал, что в этом году цены и на красную рыбу, и красную икру будут снижаться на фоне хорошего улова лососей.
Автор
Елена Сухорукова