Ростуризм предложил гарантировать туристам выплату ₽40 тыс. в случае краха турфирмы
Ростуризм предложил реформировать систему фингарантий, чтобы клиенты разорившихся турфирм могли получить выплату, покрывающую стоимость бюджетного тура. Сейчас закон не защищает клиентов от краха туроператора
Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) готовит изменения в законодательство о туризме, которые позволят туристу в случае краха турфирмы получить минимальную гарантированную компенсацию. Об этом в интервью РБК рассказала глава Ростуризма Зарина Догузова.
Предусмотренная сейчас законом система финансовых гарантий «не отвечает современным реалиям рынка» и «не позволяет туристам в случае банкротства туроператора получать сколько-нибудь значительную компенсацию или хотя бы существенную часть оплаченной путевки», признала Догузова. С банкротством сталкивались менее 1% клиентов турфирм, но эта проблема чувствительная, отметила глава Ростуризма: «Пока человек не столкнулся с банкротством туроператора, ему и в голову не приходит, что в случае, если такое случится, он получит копейки».
Что предлагает Ростуризм
До конца текущего года Ростуризм вынесет на общественное обсуждение законопроект, который предусматривает реформирование системы финансовых гарантий, рассказала Догузова. Новая система должна обеспечить туристу в случае банкротства туроператора не только вывоз с отдыха, но и гарантированную фиксированную выплату, которая практически полностью покроет стоимость бюджетного тура. «Ее размер еще определяется, но сейчас мы видим ее в размере 40 тыс. руб. на человека — столько каждый турист должен иметь право получить в случае банкротства туроператора», — заявила глава Ростуризма.
Такой механизм позволит прежде всего защитить семьи с невысоким доходом, подчеркнула Догузова. 40 тыс. — это средняя стоимость пакетного тура на человека на массовое пляжное направление отдыха в России и за рубежом.Таким образом, выплата позволит обеспечить стопроцентное возмещение стоимости бюджетного тура или значительную компенсацию, если речь идет о туре подороже. Глава Ростуризма приводит пример работы будущего механизма: семья из четырех человек, купившая в Турцию путевку по системе «все включено» по средней цене 150–200 тыс. руб., сможет в случае остановки деятельности турфирмы получить 160 тыс. руб. компенсации.
Для того чтобы система заработала, Ростуризм предлагает создать фонд коллективной ответственности — в него туроператоры будут перечислять взнос за каждого туриста, которого отправляют на отдых. По расчетам ведомства, чтобы в случае банкротства двух-трех туроператоров туристы гарантированно смогли получить по 40 тыс. руб., в фонде коллективной ответственности должно быть около 5 млрд руб. «По нашим текущим расчетам, чтобы за несколько лет накопить такой фонд, для туроператора выездного туризма выплата в фонд за одного туриста должна составлять примерно 250 руб. — в целом за поездку, не в сутки», — пояснила Догузова.
На тот случай, если банкротство туроператора случится до того, как в фонде коллективной ответственности будет накоплена необходимая для выплат туристам сумма, Ростуризм предлагает предусмотреть возможность докапитализации этого фонда государством в счет дальнейших выплат туроператоров.
На что сейчас может рассчитывать турист в случае краха турфирмы
Последний раз законодательство, защищающее интересы туриста, реформировалось после массовых банкротств туроператоров в 2014 году, напомнила глава Ростуризма. Тогда ряд крупных участников рынка — среди них старейшие туроператоры «Нева», «Лабиринт», «Солвекс-Турне», «Южный крест» — один за другим объявили о приостановке деятельности. Пострадавшими оказались десятки тысяч туристов, которые были на отдыхе за рубежом либо оплатили туры, но не успели отправиться в путешествие.
В момент, когда обанкротились туроператоры, самая острая проблема была в том, что за границей оказались десятки тысяч туристов и не было возможности оперативно их вывезти, напомнила Догузова. После этого были внесены изменения в законодательство — созданы два фонда: персональной ответственности туроператора и резервный фонд ассоциации «Турпомощь».
Как устроен механизм защиты туристов
С весны 2017 года закон «Об основах туристской деятельности» обязывает туроператоров, отправляющих туристов за рубеж, делать ежегодные отчисления в два фонда. Средства резервного фонда ассоциации «Турпомощь» используются, если необходимо экстренно эвакуировать туристов из-за рубежа. Размер взноса зависит от количества туристов за предыдущий год и может составлять от 50 тыс. до 500 тыс. руб.
Средства из фонда персональной ответственности нужны, чтобы рассчитаться с пострадавшими туристами в случае банкротства туроператора, на эти же цели идут финансовые гарантии (как правило, это договор страхования гражданской ответственности туроператора). Размер взноса в этот фонд составляет 1% общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.
В 2020 году правительство для поддержки пострадавшей из-за пандемии туристической отрасли временно освободило турфирмы от взноса в фонд «Турпомощи» и снизило отчисления в фонд персональной ответственности до 0,25%, меры были продлены и на 2021 год.
Задачу с экстренным вывозом с помощью фонда «Турпомощи» удалось решить эффективно, но что касается «справедливых выплат туристам в случае, если туроператор банкротится, то эту проблему так и не решили до конца», отмечает Догузова. «Сейчас, если банкротится крупный туроператор, который отправляет на отдых на массовые направления — в Турцию, Египет или в Грецию, — турист получает максимум 5% от оплаченного тура», — указала глава Ростуризма.
Символические компенсации за несостоявшиеся туры получили клиенты разорившегося летом 2018 года туроператора «Натали Турс». Пострадавшие 19 тыс. туристов потребовали у страховой компании «Ингосстрах», где была застрахована ответственность туроператора, более 1 млрд руб. компенсаций. Но так как деятельность основного юрлица «Натали Турс» была застрахована всего на 50 млн руб., на каждые запрошенные 100 руб. туристы могли получить около 4 руб. 91 коп. возмещения. Похожая судьба ждет и туристов некогда крупнейшего на греческом направлении туроператора Mouzenidis Travel, который объявил об остановке деятельности в ноябре 2021 года. Туристы, купившие путевки еще до пандемии, потребовали у финансового гаранта Mouzenidis Travel, страховой компании «Тит», компенсации на общую сумму 1,2 млрд руб., но ответственность четырех юрлиц турфирмы, отправлявших туристов за рубеж, застрахована лишь на 80 млн руб.
Автор
Елена Сухорукова