В пятницу в 14:00 по Москве в Вене начался саммит организации стран-экспортеров нефти, ОПЕК. В свое время аналитики с тревогой ждали съездов этой организации, потому что от воли ее членов напрямую зависли цены на нефть. Теперь, похоже, эти времена уже в прошлом. По данным американского издания The Wall Street Journal, даже экономисты ОПЕК признают: сейчас нефти на рынке так много, что даже сокращение картелем добычи на 5% не изменит ситуацию.
Между тем, интересы членов ОПЕК, похоже, не совпадают друг с другом. Известно, что Саудовская Аравия, крупнейший экспортер нефти, выступает против сокращения добычи углеводородов, руководители этой страны готовы к снижению цен на нефть, но хотят сохранить за собой определенную долю рынка. А вот группа стран во главе с Венесуэлой и Ираном слишком сильно зависят от нефти, они не накопили значимых резервов, так что требуют во что бы то ни стало сократить добычу.
Проблема Саудовской Аравии в том, что ее стратегия, похоже, оказывается неэффективной. Год назад, когда страны ОПЕК под давлением Эр-Рияда решили не сокращать добычу, считалось, что в результате падения цены на энергоносители добыча нефти в Соединенных Штатах резко сократится. Рассчитывалось, что компании, добывающие т. н. «сланцевую нефть», не станут работать себе в убыток и снизят производство.
Практика показала, что ничего подобного не произошло. Американские компании оказались устойчивы к падению цен, сократили издержки, повысили эффективность, нашли поддержку у банков и на финансовом рынке.
С этой реальностью странам ОПЕК, собирающимся в пятницу на очередной саммит, приходится считаться. За год производство нефти в США так и не уменьшилось, хотя за 2015 год более 30 нефтяных компаний подали заявления о банкротстве.
Зато более чем вдвое выросла добыча нефти из расчета на одну работающую буровую установку, достигнув значений, которые были зафиксированы еще в самом начале сланцевой революции. Иными словами, нефтедобывающие компании заморозили все малоэффективные проекты, но уже «раскрученных» месторождений оказалось достаточно для того, чтобы добыча нефти в Соединенных Штатах не сокращалась.
О ситуации на рынке нефти красноречиво говорит то, что в Саудовской Аравии растут коммерческие запасы нефти, хотя королевство сейчас пытается продавать ее на всевозможных рынках даже со скидками, лишь бы не потерять свою долю. То есть в мире наблюдается если на затоваривание нефтью, то явное насыщение.
Для России вся эта ситуация значит только одно: цены на нефть в ближайшее время не поднимутся. О 100 долларах за баррель стоило забыть уже давно, но, быть может, даже 60 долларов в ближайшие месяцы будут казаться подарком. В последнее время, напомним, баррель нефти Brent «болтается» в районе 40-46 долларов, а вот обсуждаемый сегодня в Госдуме федеральный бюджет написан исходя из среднегодовой цены на нефть марки Urals в 50 долларов за баррель.
Марка Urals, напомним, стоит всегда на несколько процентов дешевле марки Brent, то есть для исполнения бюджета с запланированным дефицитом в 2,9-3% нефть должна в 2016 году стоить по крайней мере на 5 долларов за баррель дороже, чем сейчас.
Симон Даворонков
Источник: