«Сбер» запустит сервис по долгосрочной аренде автомобилей

«Сбер» выходит на зарождающийся в России рынок долгосрочной аренды автомобилей для населения. За 2021 год новый сервис планирует привлечь 2–3 тыс. клиентов, а в 2025 году сдать в аренду 30 тыс. машин и получить выручку до ₽25 млрд

«Сбер» запустит сервис по долгосрочной аренде автомобилей

«Сбербанк Лизинг» и сервис для покупки и продажи автомобилей «СберАвто» запустят сегодня, 24 мая, проект «СберАвтоподписка», позволяющий физическим лицам брать в долгосрочную аренду автомобили — на срок от шести месяцев до трех лет. Об этом РБК рассказали гендиректор «Сбербанк Лизинга» Вячеслав Спиров и глава classified-индустрии «Сбера» (включая «СберАвто») Олег Голубцов.

«Сейчас тренд перехода от владения к пользованию автомобилем, именно поэтому мы создали продукт «СберАвтоподписка» и выводим его на рынок», — сказал Спиров. По его словам, эта услуга для тех клиентов, которые хотят пользоваться всегда новым автомобилем и иметь возможность его менять перед истечением гарантийного срока или после появления новых моделей.

Рынок долгосрочной аренды автомобилей для населения, или автомобилей по подписке, — новый для России. На нем недавно начали работать крупные автопроизводители. Так, в октябре 2019 года подобный сервис с подпиской на месяц и на год запустила южнокорейская Hyundai, третий по популярности производитель автомобилей в России (сейчас сдает в аренду около 1 тыс. автомобилей), с лета того же года услугу развивает шведская Volvo. Долгосрочные подписки в России действуют на автомобили еще пяти производителей — Kia, Genesis, Škoda, Audi и УАЗ. С осени 2020 года в долгосрочную аренду автомашины стал предоставлять «Яндекс.Драйв», в основном специализирующийся на каршеринге (краткосрочной аренде). О планах запустить в 2021 году сервис автоподписки объявлял и банк ВТБ.

Выходящий на рынок «Сбер» рассчитывает, что до конца 2021 года в аренду будут предоставляться 2–3 тыс. автомобилей (в Москве и области, а также в Санкт-Петербурге), в следующем году — 5 тыс. К 2025 году сервис планирует выйти на парк около 30 тыс. автомобилей, говорит глава «Сбербанк Лизинга». К этому времени сервис должен работать не только в городах-миллионниках, но и в менее крупных городах. Сейчас в парке клиентов-юрлиц лизинговой «дочки» «Сбера» 57,5 тыс. единиц автотранспорта, из них легковых автомобилей — 23,1 тыс.

«Сбер» не раскрывает инвестиции в новый проект, но рассчитывает, что «СберАвтоподписка» покажет к 2025 году выручку порядка 24–25 млрд руб. (включает арендные платежи и доходы от продажи автомобилей на вторичном рынке), отметил Спиров. Это сопоставимо с выручкой всех действующих в России сервисов каршеринга за 2020 год — она составила 22,4 млрд руб. (оценка Российской ассоциации электронных коммуникаций и ТИАР-центра). По данным Russian Automarket Research, на конец 2020 года общий парк каршеринга в России составлял 44,4 тыс. автомобилей.

Как будет работать новый сервис «Сбера»

По словам главы «Сбербанк Лизинга», у компании есть опыт продуктивного сотрудничества с такими производителями, как группа Volkswagen и Mercedes, но «СберАвтоподписка» не будет ограничиваться каким-то одним производителем в отличие от многих других игроков рынка. Будет использоваться «мультибрендовый и мультисегментный подход», сервис планирует сотрудничать в том числе с Hyundai и АвтоВАЗом. «Они пользуются спросом и подпадают под субсидию Минпромторга для операционного лизинга (из-за уровня локализации производства), это позволяет сделать очень интересное предложение нашим клиентам», — поясняет Спиров. Представители обоих производителей отказались от комментариев.

Стоимость аренды автомобиля будет зависеть от конкретной модели, ее наличия на складах компании и рыночной ситуации (с начала года автомобили в России дорожают). «У нас будут лучше входные параметры и по страхованию, и по другим сопутствующим услугам, поэтому платеж [за эти услуги] будет ниже, чем у конкурентов, — утверждает глава «Сбербанк Лизинга». — Но демпинг — это не наша стратегия».

Например, автомобили уровня Škoda Rapid или VW Polo можно будет взять в аренду с ежемесячным платежом около 20 тыс. руб. А месяц аренды Kia Seltos обойдется минимум в 28,7 тыс. руб. (при заключении контракта на три года). На сайте самой Kia сейчас можно забронировать аналогичный автомобиль за 36 тыс. руб. в месяц (при контракте на год). «Kia успешно запустила в России собственный проект долгосрочной аренды KiaMobility в сентябре 2020 года и планирует продолжать разрабатывать новые варианты подписки, в том числе за счет увеличения срока аренды (это может привести к снижению стоимости ежемесячной аренды. — РБК)», — передал РБК через пресс-службу управляющий директор «Киа Россия и СНГ» Александр Мигаль.

Клиент «СберАвтоподписки» при желании «сможет удобно и «бесшовно» перейти с подписки на формат владения автомобилем», говорит Спиров, указывая, что до сих пор на рынке не было аналогичных предложений. Таким образом, понравившийся автомобиль можно будет купить. Все транзакции (по аренде и покупке автомобиля) можно будет осуществлять в онлайне, но если клиент хочет физически касаться автомобиля перед покупкой, у него будет такая возможность, добавляет Голубцов.

Какие перспективы у подписки на авто в России

«Мы не планируем напрямую конкурировать с каршерингами, предоставляющими автомобили в аренду на разовые поездки, — подчеркивает глава лизинговой «дочки» «Сбера». — Но у любого человека будет выбор — использовать краткосрочно на одну поездку автомобиль, не кастомизированный под него, либо иметь личный автомобиль по подписке с большим комфортом». Крупнейшими игроками на рынке каршеринга по числу используемых автомашин по итогам 2020 года были «Яндекс.Драйв» (27,3%), «Делимобиль» (27%), BelkaCar (11,3%) и «Ситидрайв» (10,5%).

По расчетам ВТБ, подписка для клиентов будет на 15–20% выгоднее, чем использование каршеринга, а ежемесячный платеж в среднем в 1,5 раза меньше, чем по автокредиту, говорил 3 февраля заместитель главы ВТБ Анатолий Печатников. Он тогда сказал, что ВТБ совместно с «ВТБ Лизингом» запустит услугу долгосрочной аренды новых автомобилей (от шести месяцев до двух лет) в первом полугодии 2021 года. Сейчас этот сервис тестируется на сотрудниках группы ВТБ (пилот «СберАвтоподписки» также проводился с участием сотрудников «Сбера»), а во втором полугодии будет предложен клиентам-физлицам, уточнили в пресс-службе банка.

«На наш взгляд, на смену личным автомобилям приходят инструменты шеринговой экономики — каршеринг, такси и подписка. Этот тренд усиливается и становится особенно актуальным в крупных городах», — отметил представитель ВТБ. По его оценкам, в ближайшие два-три года может быть заключено несколько тысяч контрактов по долгосрочной аренде автомобилей.

Больший потенциал развития у долгосрочной аренды автомобилей в городах-миллионниках, нежели в малых городах, считает руководитель отдела продаж Volvo Car автодилерской сети «Авилон» Павел Червяков. Новые подобные проекты могут быть интересны рынку, так как широко известен бренд Сбербанка и уже хорошо известно, что собой представляет услуга аренды автомобиля в принципе, отмечает он. «Появление новых качественных предложений будет способствовать усилению доверия потребителей к сервисам долгосрочной аренды и даст импульс к дальнейшему развитию этого рынка», — считает Мигаль.

По прогнозу главы «ВТБ Лизинга» Дмитрия Ивантера, объем рынка автомобилей для такси, каршеринга и других сервисов мобильности (включают подписку и долгосрочную аренду) в России достигнет 2 трлн руб. к 2025 году. Основной вклад, по его оценкам, в этот рост внесет замещение личного (623 млрд руб.) и общественного (420 млрд руб.) транспорта.

По данным Allied Market Research, мировой рынок подписки на автомобили (долгосрочная аренда) в 2019 году оценивался в $3,55 млрд (из них $1,466 млрд — в Европе). К 2027 году рынок может вырасти более чем втрое, до $12,09 млрд. В США и Европе, где подписка появилась чуть раньше, чем в России, на этот и прочие сервисы аренды автомобилей приходится около 20% всего объема потребительского рынка автотранспорта, отмечает Ивантер. По его словам, для клиентов подписка — это возможность каждый год-полтора менять автомобиль на новый, а для производителей — повышение спроса на новые модели. Кроме того, премиальные марки рассчитывают, что благодаря подписке клиенты будут «переключаться» между разными моделями их автомобилей.

Автор

«Сбер» запустит сервис по долгосрочной аренде автомобилей

Тимофей Дзядко

Источник