Сенаторы от Аляски призвали власти США устранить дисбаланс в торговле рыбой с Россией. Американские рыбаки терпят убытки из-за запрета поставлять рыбу на российский рынок, в то время как Россия каждый год увеличивает экспорт в США
Вопрос о вреде, который наносит американским рыбакам импорт российской рыбы и морепродуктов в условиях, когда в России уже более шести лет действует продэмбарго на ввоз американских продуктов, подняли сенаторы от штата Аляска. По мнению сенаторов, торговая политика США в отношении России наносит ущерб рыбопромышленной отрасли — они надеются на перемены при новой администрации, сообщает британское отраслевое издание Undercurrent news.
Сенатор Дэн Салливан, которого цитирует издание, заявил, что поднял тему рыбного импорта из России на недавней встрече с новым торговым представителем США Кэтрин Тай — по его словам, она «внимательно изучит вопрос».
Салливан напомнил, что эмбарго в отношении американского продовольствия Россия ввела еще при президенте Бараке Обаме, а действия администрации Дональда Трампа в этой области были «слабыми»: «Шесть лет! Между тем большая часть их (российской. — РБК) рыбы ввозится практически беспошлинно, и они забирают долю американского рынка у наших рыбаков».
Другой сенатор от Аляски — Лиза Меркауски — заявила, что намерена обсудить вопрос о торговом дисбалансе с Россией с новым госсекретарем США Энтони Блинкеном. По ее мнению, дисбаланс действует слишком долго, и это нанесло ущерб американским рыбакам: «Я думаю, все согласны с тем, что необходимо решить эту проблему. Это длится долго, слишком долго, и, честно говоря, это неприемлемо». Меркауски пообещала, что призовет госсекретаря включить этот вопрос в повестку дипломатических переговоров с Россией.
Сколько рыбы закупают США у России
Россия запретила ввозить рыбу и другое продовольствие из США, ЕС и ряда других стран в августе 2014 года. Это стало ответом на санкции, которые эти страны ввели против России из-за присоединения Крыма и ситуации в Донбассе. Из-за продэмбарго рыбаки Аляски лишились около $40 млн в год — примерно на такую сумму они поставляли продукцию на российский рынок (в основном лососевую икру, замороженного лосося и полуфабрикат минтая, из которого делают крабовые палочки).
Но США ответное продуктовое эмбарго вводить не стали и продолжают закупать у России рыбу и морепродукты. Импорт растет каждый год: в 2020 году, согласно приведенным Undercurrent news данным, США импортировали из России рыбы и морепродуктов примерно на $1 млрд против $698 млн в 2019-м.
Схожую оценку дает президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак: в 2020 году Россия поставила в США 43 тыс. т рыбной продукции на $902 млн. Основная часть экспорта в стоимостном выражении — крабы (их поставили на $825 млн). Кроме того, США — крупный рынок для российской трески, пикши, лососей, указывает Буглак. США также завозят значительные объемы российского минтая, но не напрямую из России, а после его переработки в Китае.
У Федеральной таможенной службы оценки более скромные: в 2020 году США были на 18-м месте среди 60 стран-импортеров российской рыбы и морепродуктов. В прошлом году Россия поставила на американский рынок, по информации таможни, около 4 тыс. т рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных на $37,7 млн.
Часть российского рыбного экспорта идет в США транзитом через третьи страны, поэтому в таможенной статистике этот объем отражается как экспорт в третьи страны, поясняет Буглак.
Обсуждаемые в сенате США меры не окажут значительного влияния на показатели как российского экспорта, так и американского рыбного импорта, уверен президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев. По его словам, Россия и США не являются значимыми партнерами в торговле рыбопродукцией. Для США, которые завозят из других стран рыбную продукцию на $24 млрд в год, доля российских поставок составляет около 2%. В свою очередь, доля поставок в США в российском рыбном экспорте не превышает 1%, добавляет Зверев. Он напоминает, что ограничительные меры в сфере рыбного импорта, которые обсуждаются по инициативе главного лоббиста американской рыбной индустрии Лизы Меркауски, — лишь «один из целой серии шагов, которые предпринимаются за последние десять лет».
США довольно агрессивно применяют методы нетарифных ограничений для защиты внутреннего рынка от импорта, в том числе через различные программы по мониторингу импорта, соответствия стран-экспортеров американским законам по защите морских млекопитающих или при системных нарушениях трудового законодательства на рыбных промыслах, указывает президент Ассоциации добытчиков минтая Алексей Буглак. Местным рыбодобытчикам с Аляски, несмотря на протесты переработчиков, уже удалось добиться принятия ряда изменений в требования по маркировке, которые привели к почти двукратному снижению импорта филе минтая из Китая.
Автор
Елена Сухорукова