Следственный комитет подозревает сотрудников столичного Управления дорожно-мостового строительства в мошенничестве с оценкой земли при ее изъятии для строительства Северо-Восточной хорды. Потери бюджета оцениваются в 29 млн руб.
Сотрудники Управления дорожно-мостового строительства Москвы подозреваются в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК; максимальное наказание — лишение свободы сроком до 10 лет), против них возбуждено уголовное дело, рассказал источник РБК в Следственном комитете России.
Информацию подтвердил еще один источник, знакомый с материалами расследования. Конкретных сотрудников управления следствие пока не подозревает.
Управление дорожно-мостового строительства — это государственно-казенное учреждение, подконтрольное департаменту строительства Москвы. В его пресс-службе заявили, что не обладают информацией о возбуждении уголовного дела. РБК направил запрос в пресс-службу Следственного комитета.
Дело возбудило Главное следственное управление Следственного комитета России по Москве в понедельник, 22 ноября, уточняет источник РБК. По его словам, кроме сотрудников управления в мошенничестве подозреваются также сотрудники ООО «Аналитическо-консалтинговая группа «Азимут». Это ООО, по данным «РБК Компании», принадлежит Виктории Кунаковой, она же занимает должность гендиректора. Компания занимается экспертизой и оценкой «всех видов имущества», сказано на ее сайте. Кунакова сообщила РБК, что ей неизвестно о возбуждении уголовного дела. От дальнейших комментариев она отказалась.
Сотрудников «Азимута» и городского управления обвиняют в мошенничестве с оценкой, из-за которого бюджет потерял 28,7 млн руб. По версии следствия, в 2019 году сотрудники управления и «Азимута» при изъятии двух участков общей площадью 0,9 га искусственно завысили их стоимость и упущенную выгоду собственника участка. Исходя из этой оценки город выплатил компенсацию за недвижимость в 142,1 млн руб.
Участки находятся в Восточном административном округе, на улице Пехорской, и, судя по расположению, изымались для строительства Северо-Восточной хорды. Земля, по информации Единого государственного реестра недвижимости, перешла в собственность Москвы в феврале 2020 года, а до этого принадлежала Римме Гарибян. Она, по словам источника РБК, проходит в деле в качестве свидетеля.
В материалах дела говорится, что «Азимут» в отчете об оценке актива указал, что на участках стоят два металлических ангара площадью по 2,2 тыс кв. м каждый. Как следует из материалов дела, этих ангаров на момент изъятия не существовало, а фиктивные сведения в отчет оценщики внесли «по согласованию с должностными лицами из Управления дорожно-мостового строительства Москвы». Строение включили в расчет убытков, учли стоимость их монтажа и демонтажа, в результате к оценке прибавилось 12,6 млн руб., сообщил источник РБК. Кроме того, в состав реального ущерба подозреваемые, по версии следствия, включили полную стоимость автомойки, которая находилась на земельных участках на правах аренды и не принадлежала собственнику. Несмотря на это, стоимость сноса и утилизации мойки в размере 16,1 млн руб. также включили в расчет убытков.
Правоохранительные органы достаточно часто возбуждают дела, связанные с неверной оценкой, констатирует партнер фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. По его словам, нередко за составом преступления стоят «банальные ошибки» со стороны подрядчиков при проведении оценки стоимости работ. «Совсем иное — это преднамеренное завышение стоимости контракта с целью извлечения сверхприбыли», — признает Горбунов. Как правило, это происходит при непосредственном участии заказчика «и даже по его инициативе и в его интересах, поскольку он не может не знать о существенных факторах, прямо или косвенно влияющих на ценообразование», добавляет юрист.
Авторы
Дмитрий Серков,
Надежда Федорова