Хотя они были пересмотрены в сентябре, этого недостаточно для выплат страховщиков в сегменте такси из-за частоты аварий. Участники рынка, ЦБ и Минфин обсуждают повышение тарифов на 60%, сообщают источники «Коммерсанта»
Страховщики совместно с ЦБ и Минфином обсуждают пересмотр тарифов ОСАГО для такси, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на двух собеседников на рынке.
В последний раз ЦБ пересмотрел тарифный коридор и базовые ставки ОСАГО в сентябре 2020 года. Тогда для большинства частных владельцев легковых автомобилей его расширение составило 10%, для юрлиц — 20%, для такси — 30%.
По словам одного из собеседников газеты, достаточность тарифов особенно просела в сегменте такси, поскольку средняя частота ДТП в нем составляет 31% в год. При этом средняя частота ДТП легковых автомобилей физлиц — 4,3%. «Треть из тех такси, что сейчас ездит по дорогам, по статистике, станет участником аварии», — пояснил собеседник.
Выплаты по ОСАГО такси у страховщиков уже превышают сборы в этом сегменте на 62% с учетом расходов на ведение дел компаний. Чтобы обеспечить хотя бы нулевую рентабельность, «необходимо поднять тарифы для такси на 60%», говорит источник газеты. По словам собеседников, эти цифры уже обсуждаются рынком с ЦБ и Минфином и находят понимание.
Видео: РБК
В ЦБ на запрос газеты ответили, что выступают за сбалансированность тарифного коридора. «Тарифный коридор устанавливается на основе актуарных расчетов, в соответствии с законодательством мы можем пересматривать его не чаще раза в год. Пока мы не приступили к анализу оценки убыточности в целях определения целесообразности изменения тарифного коридора», — заявили в Банке России.
Несбалансированность тарифа приводит к множеству проблем, в первую очередь у автомобилистов, сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Водители страдают от аварий с участием такси, поскольку есть такие автопарки, где вероятность аварии составляет 100%, указали в РСА. «Было бы справедливо, если бы ОСАГО как финансовый рычаг заставляло их внимательнее относиться к отбору, обучению и контролю своих водителей и транспорта», — считает собеседник газеты в РСА.
Замглавы «Ингосстраха» Илья Соломатин отметил, что обсуждение достаточности тарифов ОСАГО для такси никогда и не прекращалось. По его словам, год пандемии снизил число перевозок, но уже в четвертом квартале 2020-го страховщики столкнулись с острой нехваткой тарифов по такси.
Представители рынка извоза крайне негативно отнеслись к планам страховщиков, пишет газета. Ставку ОСАГО для такси уже подняли и стоимость этого полиса для таксиста уже в десять раз выше, чем для физлица, утверждает глава комитета Московской торгово-промышленной палаты по вопросам развития таксомоторных перевозок Богдан Коношенко. Повышение тарифов приведет к уходу с рынка официальных перевозчиков или существенно повысит стоимость поездок, считает он.
В пресс-службе компании «Ситимобил» сообщили, что стоимость поездок формируется с помощью алгоритмов динамического ценообразования, которые учитывают множество факторов, а повышение тарифов ОСАГО не ключевой из последних. При этом там отметили, что инициатива отрицательно скажется на таксопарках и может стать одной из причин возвращения таксомоторного бизнеса в серую зону. «К тому же уже сейчас стоимость носит почти заградительный характер (около 70 тыс. руб.) и сам полис практически невозможно купить», — заявили в пресс-службе компании.
В сервисе заказа такси «Максим» сообщили РБК, что не знают общей по рынку статистики ДТП с автомобилями такси, но в общем объеме поездок «Максим» аварии с пострадавшими составляют «стотысячную долю процента», причем от 60% до 70% из них происходят по вине других участников дорожного движения. Там отметили, что сейчас ОСАГО для такси на примере автомобиля KIA Rio стоит 29 тыс. руб., а при увеличении на 60% страховой полис будет стоить 46 тыс. рублей. «Для водителей в регионах это неподъемная сумма», — сообщили в сервисе, отметив, что проблема страховщиков должна решаться не увеличением стоимости полиса, а допуском к оказанию услуги самозанятых граждан. «Вероятно, при увеличении числа застрахованных страховщикам не понадобится увеличивать стоимость ОСАГО», — отметили в «Максим».
В сервисе «Везет» сообщили, что ОСАГО не является ключевым фактором в формировании тарифов, поэтому сложно прогнозировать, как инициатива страховщиков повлияет на стоимость поездок. «Мы считаем, что повышение стоимости ОСАГО для таксистов будет иметь негативные последствия, так как спровоцирует уход многих перевозчиков в серую зону. Это затормозит легализацию рынка и рост доступности такси для пассажиров», — сообщила РБК представитель пресс-службы «Везет» Юлия Варламова.
РБК также направил запросы в Яндекс.Такси и Gett.
Авторы
Анастасия Батманова,
Любовь Порываева
При участии
Любовь Порываева