Тарифы в аэропортах Оренбурга, Кемерово и Нового Уренгоя вырастут в 2–5 раз
Тарифы на обслуживание пассажиров в аэропортах Оренбурга, Кемерово и Нового Уренгоя, в которых готовится модернизация, вырастут в 1,5–5,5 раз. Но авиакомпании не смогут полностью переложить рост расходов в стоимость авиабилетов
В 2022 году тарифы на обслуживание пассажиров на внутрироссийских рейсах в аэропорту Оренбурга вырастут в 1,5 раза, до 185,42 руб. за одного человека. Новая стоимость обслуживания следует из опубликованных в понедельник, 20 декабря, проектов приказов Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
В сентябре 2021 года этот аэропорт приобрело совместное предприятие (СП) холдингов «Новапорт» Романа Троценко и «Аэропорты регионов» (до лета 2020 года принадлежал Виктору Вексельбергу). В Кемерово («Новапорт») тарифы увеличатся в 5,5 раза, до 783 руб. В Новом Уренгое («Аэропорты регионов») аналогичный тариф составит 1089 руб. за пассажира (вчетверо больше нынешнего уровня), но это произойдет в 2027 году.
ФАС также предлагает увеличить аэропортовые сборы и тарифы за обслуживание воздушных судов в этих трех городах. Так, в следующем году предельный максимальный сбор за взлет-посадку в Оренбурге увеличится на 37%, с 387,5 до 531,92 руб. за тонну максимальной взлетной массы, в Кемерово — на 54%, с 515 до 795 руб. В Новом Уренгое к 2027 году этот сбор вырастет в 2,9 раза, с 1398,57 до 4125 руб.
Почему вырастут тарифы
ФАС подготовила изменения после рассмотрения предложений «субъектов регулирования», то есть самих аэропортов, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. По словам представителя ФАС, рост ставок сборов и тарифов в Кемерово и Новом Уренгое обусловлен модернизацией этих аэропортов, а в Оренбурге повышение тарифов позволит сократить убыточность регулируемой деятельности аэропорта (в нее входят обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставление аэровокзального комплекса, обеспечение авиационной безопасности и заправки самолетов и обслуживание пассажиров) и не допустить прекращения его бесперебойной работы.
«Многие аэропорты в регионах — это постсоветские руины с нулевой стоимостью. Сегодня они проходят первую фазу обновления — приведение качества услуги к современным стандартам», — говорил в интервью РБК гендиректор «Аэропортов регионов» Евгений Чудновский. «Это первый этап, и хотим мы или нет, он приводит к увеличению тарифов на обслуживание рейсов в среднесрочной перспективе. Но и авиакомпании, и пассажиры получают другой уровень сервиса», — добавил он.
Индексация регулируемых аэропортовых сборов в аэропорту Оренбурга планируется с 1 апреля 2022 года, говорит представитель аэропорта. «Изменение тарифов связано с тем, что аэропорт Оренбурга на протяжении нескольких лет является убыточным по регулируемым видам деятельности. Для изменения этой ситуации аэропорт обратился в антимонопольное ведомство», — пояснил он. Ранее установленные тарифы и сборы для оренбургского аэропорта были ниже экономически обоснованных, признали в пресс-службе ФАС. При покупке аэропорта СП «Новапорта» и «Аэропортов регионов» согласилось выполнить обязательства аэропорта по мировому соглашению с ГТЛК примерно на 200 млн руб., погасить задолженность перед этой лизинговой компанией еще более чем на 350 млн руб. с марта 2020 года по июль 2021 года, а также выкупить воздушные суда на 719 млн руб.
Покупатели также должны провести реконструкцию аэропорта (аэровокзал площадью не менее 18 тыс. кв. м и пропускной способностью до 1,5 млн человек в год) с суммой инвестиций не менее 3,6 млрд руб. В 2022–2023 годах в Оренбурге будет производиться реконструкция взлетно-посадочной полосы, говорит представитель аэропорта.
Увеличение тарифов в аэропорту Кемерово связано с его модернизацией. В мае 2021 года здесь был введен в эксплуатацию новый аэровокзал. Реконструкция аэропорта продолжается: в федеральном бюджете на 2022–2024 годы на нее предусмотрены средства в размере 3,5 млрд руб., сообщили РБК в пресс-службе Минфина. РБК направил запрос в «Новапорт» и кемеровский аэропорт.
В аэропорту Нового Уренгоя также планируется масштабная реконструкция стоимостью около 12 млрд руб. Она предполагает строительство нового пассажирского терминала, модернизацию аэродрома и взлетно-посадочной полосы. «Увеличение регулируемых тарифов в аэропорту планируется в связи с реализацией этого инвестиционного проекта», — говорит представитель «Аэропортов регионов». Он отмечает, что рост будет проходить поэтапно в течение нескольких лет и начнется только после введения в эксплуатацию нового пассажирского терминала, то есть в 2023 году.
Как это скажется на стоимости авиабилетов
Аэропортовые сборы составляют до 15% в стоимости билета традиционного перевозчика, у низкозатратного перевозчика (лоукостера) — до трети, говорит аналитик по транспорту «ВТБ Капитала» Елена Сахнова. Регулируемые сборы — 50–60% от них, соответственно их рост на 10% приводит к росту стоимости билета на 1% у традиционной компании и на 2% у лоукостера. В условиях низкого роста доходов населения любое увеличение чувствительно для пассажира, предупреждает она. Кроме того, следом за регулируемой частью аэропорты имеют тенденцию увеличивать нерегулируемую на такую же величину, что увеличивает эффект в два раза.
Авиакомпании стремятся переложить рост себестоимости в цену билета, однако во многом цена определяется соотношением спроса и предложения, поэтому потенциал роста цен ограничен избытком провозных емкостей и необходимостью перевозчиков поддерживать ликвидность в низкий сезон на фоне снижения глубины продаж, отмечает младший директор корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. На текущем рынке полностью переложить рост тарифов в конечную цену и не потерять в трафике для отрасли в целом будет затруднительно, добавляет она.
Рынок авиаперевозок очень конкурентный, и никто всерьез не обсуждает возможность повышения стоимости билетов, утверждает источник в «Аэрофлоте». Вся нагрузка от повышения тарифов на наземное обслуживание, таким образом, ляжет на авиакомпании, финансовые результаты которых и без того в «красной зоне», добавляет он.
Гендиректор Utair и председатель правления Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (в нее входят крупнейшие авиакомпании России) Андрей Мартиросов 9 декабря раскритиковал инвесторов, которые возводят новые «гигантские» аэропорты. «Мы свои [строящиеся] аэропорты готовим к технологиям вчерашнего дня», — заявил он, выступая на подкомиссии РСПП по авиационной и космической деятельности.
По его словам, сегодня люди хотят как можно меньше находиться на аэровокзале, им нужна только «калитка на аэродроме», чтобы «быстрее попасть в самолет». «Мы можем остаться с непонятно зачем возведенными гигантскими сооружениями, где мы хотим предоставить пассажирам какие-то услуги, продать им дорогие вещи, накормить их дорогой едой», — предупредил Мартиросов.
Автор
Артём Кореняко