Его покупали активнее чипсов и даже без походов в кино
NielsenIQ: продажи попкорна в России выросли за год почти на 27%
На втором году пандемии попкорн стал самой быстрорастущей категорией снеков в России. Продажи выросли не только в обычных магазинах, но и в кинотеатрах, хотя из-за ограничений их посещаемость пока так и не восстановилась
На возросший интерес российских потребителей к попкорну в пандемию обратили внимание аналитики исследовательской компании NielsenIQ. За двенадцать месяцев, закончившихся в ноябре 2021 года, именно воздушная кукуруза стала самой быстрорастущей категорией продуктов для легких перекусов (снеков) в продажах в торговых сетях, следует из презентации NielsenIQ, с которой ознакомился РБК. За этот период продажи попкорна выросли год к году почти на 27% в денежном выражении и на 18% — в натуральном. Для сравнения: у чипсов, которые потребители чаще всего выбирают, когда хотят перекусить соленым, в денежном выражении рост составил 17%.
Хотя воздушная кукуруза ассоциируется у потребителей прежде всего с посещением кинотеатров, которые традиционно продают этот снек в своих барах, основная часть продукции реализуется через розницу. Через бары кинотеатров продается около 15–20% попкорна, остальное — через другие каналы, главный из которых — ретейл, оценивает представитель компании «Деловая Русь», крупнейшего поставщика попкорна для российских кинотеатров (по собственным оценкам, занимает до 65% этого рынка).
В торговой сети «Перекресток» продажи попкорна в 2021 году повысились на 18,4% в натуральном выражении по сравнению с предыдущим годом, отмечает представитель X5 Group (управляет сетями «Перекресток», «Пятерочка» и «Чижик»).
РБК направил запросы в X5 Group, «Магнит», «Ленту», «Ашан», «О'кей», «Азбуку вкуса».
Почему растут продажи попкорна в рознице
Рост розничных продаж воздушной кукурузы в NielsenIQ объясняют увеличившимся домашним потреблением: из-за связанных с пандемией ограничений потребители реже выходят куда-то, они стали чаще смотреть кино дома и покупать для этого попкорн, отметила руководитель группы по работе с ключевыми клиентами NielsenIQ Елена Шейнкман. На продажи попкорна кроме увеличившегося в пандемию интереса к просмотру кинофильмов и сериалов дома повлияло и развитие собственных торговых марок, добавляет представитель X5.
Попкорн исторически продавался либо в кинотеатрах, либо в пакетах для приготовления в микроволновой печи, поэтому у этой категории был высокий потенциал для развития в современной рознице, отмечает представитель производителя готового и микроволнового попкорна Holy Corn! Ольга Бочкарева. По ее наблюдению, потребители долгое время не думали о попкорне как об удобном и вкусном снеке для перекуса, выбирая для этого картофельные чипсы, но затем у них вырос запрос на новые снеки и продукты с натуральным составом. В пандемию россияне начали больше воспринимать попкорн как продукт для домашнего потребления в том числе благодаря запущенному в ретейле тренду на промокоды и подписки от онлайн-кинотеатров, которые популяризировали сочетание «онлайн-кинотеатр + попкорн из магазина», добавляет Бочкарева.
Пока доля попкорна в общем объеме отечественного рынка снеков (к ним исследователи относят не только чипсы, шоколадные баточники, но и сыры, мороженое, молочные продукты, охлажденные десерты и т.д.) мизерная — по оценке NielsenIQ, лишь 0,03%. Но много игроков сейчас расширяют свои позиции в этой категории. Пока более 40% продаваемой в рознице воздушной кукурузы приходится на частные марки торговых сетей.
Как изменились продажи попкорна в кинотеатрах
Для кинотеатров 2021 год был более удачным, чем предыдущий, — посещаемость была выше, чем в 2020-м, свидетельствуют данные Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах. По итогам года кинотеатры продали 147,5 млн билетов, что на 64% больше, чем в 2020-м, кассовые сборы выросли на 78%, до 40,7 млрд руб. Но по сравнению с рекордным 2019 годом падение составляет 34% по проданным билетам и 27% по кассовым сборам.
В 2021 году продажи воздушной кукурузы в кинобарах выросли по сравнению с предыдущим годом, но он был не показательным, поскольку из-за пандемии кинотеатры были закрыты несколько месяцев, указывает представитель «Деловой Руси». По его словам, 2021 год «значительно хуже 2019-го», а «кинотеатры переживали и продолжают переживать тяжелые времена «из-за QR-кодов и других связанных с пандемией ограничений.
Количество посетителей кинотеатров в пандемию в целом сократилось, но доля покупателей в снек-барах не изменилась, утверждает представитель сети кинотеатров «Люксор» Анна Татаренок. Большая часть покупателей, по ее словам, — это семьи с детьми. Цены на попкорн сеть в последний раз меняла в 2019 году и до сих пор старалась их сдерживать, но есть вероятность, что из-за дорожающего сырья на прежнем уровне цены сохранить не удастся.
Сеть «Каро» в 2021 году стала продавать больше попкорна, говорит вице-президент по управлению маркетингом, кафе и кинобарами компании Ольга Проскурякова. В расчете на одного зрителя продажи стаканов выросли на 15% к 2020 году и на 17% к 2019-му. В целом выручка кинобаров у «Каро» в 2021 году была в два раза больше, чем 2020-м, и всего на 14% меньше, чем в 2019-м. За последние два года цены на попкорн в «Каро» изменились ниже темпов инфляции — чуть больше, чем на 5%, добавляет Проскурякова.
У кафе Kaffebröd, чьи кинобары расположены в кинотеатрах «Космос», «Спутник» и «Юность» сети «Москино», продажи в ушедшем году выросли по сравнению с 2020-м, в абсолютных цифрах выручка изменилась более чем в два раза, но это связано с тем, что в прошлом году был длительный локдаун, объясняет владелец Kaffebröd Алексей Поздняков. Он признает — к допандемийным показателям выручка, большая часть которой приходится именно на попкорн, пока не вернулась: «Почти нет премьер, и действует ограничение на 50% заполняемости зала, что не может на нас не сказываться».
В объединенной сети кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» лишь сообщили, что за пандемию доля попкорна в выручке кинобаров выросла по сравнению с показателем, который был в 2019 году, и сейчас достигает 59%.
Продажи попкорна выросли благодаря новым вкусам, развитию доставки на дом и в залы, говорит Проскурякова. В объединенной сети «Синема парк» и «Формула кино» добавили, что ко всем крупным релизам делали акции и вводили новинки попкорна, расширили онлайн-продажи, продавали сувенирные стаканы в память о походе в кино и «приучили гостя к покупке больших порций попкорна», а также открывали новые бары самообслуживания.
При этом в России в отличие от других стран посетителям кинотеатров разрешено проносить в кинозалы собственную еду и напитки. Введение запрета на это, который продвигают сами киносети, обсуждается уже несколько лет: в марте 2021 года Минкультуры подготовило очередные поправки в правила посещения кинотеатров, которые бы дали заведениям право самим запрещать проносить в кинозалы купленные за пределами кинотеатра продукты питания, алкогольные и прохладительные напитки, но инициатива так и не была принята.
Наличие супермаркетов и фуд-кортов рядом в одном торговом центре с кинотеатром исторически снижает количество покупателей снек-бара, говорит Татаренок. Но для тех, кто привык покупать попкорн и напитки в баре кинотеатра, это «скорее особая атмосфера», признает собеседник РБК. Процент приходящих со своей едой — не только с покорном, но и с котлетами — неизменен год от года, согласен представитель «Деловой Руси». По его словам, посетители скорее «чаще стали приходить без всего и не покупать ничего».
Авторы
Елена Сухорукова,
Евгения Стогова