Оценят ли инвесторы трансформацию алкомаркетов в магазины у дома
Mercury Retail Group, владеющая крупнейшими сетями алкомаркетов «Красное & Белое» и «Бристоль», готовит первичное размещение акций на Московской бирже. В ходе сделки компания может быть оценена в $20–25 млрд
Третий по обороту российский ретейлер Mercury Retail Group (объединяет сети «Красное & Белое» и «Бристоль») проведет первичное размещение своих бумаг на Московской бирже, сообщила группа.
В рамках IPO компания предложит инвесторам глобальные депозитарные расписки, каждая из которых равна одной обыкновенной акции головной Mercury Retail Holding PLC. По данным двух источников РБК, знакомых с ходом подготовки размещения, акции будут продавать текущие акционеры группы. Объем предложения, а также сроки выхода на биржу группа не раскрывает.
Ранее «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщал, что владельцы группы могут продать в ходе IPO 10–15% своих бумаг. Стоимость группы они оценивали в $20–25 млрд. Исходя из этой оценки, акционеры компании рассчитывают привлечь не менее $2 млрд. В этом случае объем сделки может быть сравним или даже выше крупнейшего на текущий момент первичного размещения среди компаний потребительского сектора: в ходе IPO ретейлер фиксированных цен Fix Price привлек около $2 млрд.
Организаторами размещения Mercury Retail Group назначены BofA Securities,
J. P. Morgan, SberCIB и «ВТБ Капитал», совместными букраннерами также выступают Газпромбанк и Renaissance Capital. Как сообщил ретейлер, после завершения размещения предусмотрен опцион в объеме до 15% от общего количества расписок, продаваемых в рамках IPO.
Кому принадлежит Mercury Retail Group
Mercury Retail Group создана в 2019 году в результате слияния активов бенефициаров «Дикси» и управляющей «Бристолями» компании «Альбион 2002» Игоря Кесаева (журнал Forbes оценивает его состояние в $4,2 млрд) и Сергея Кациева ($1,8 млрд) с челябинской сетью «Красное & Белое» Сергея Студенникова.
В Mercury Retail Group 45% принадлежит Сергею Студенникову, 37% — Игорю Кесаеву и 8% — Сергею Кациеву. Оставшиеся 10% принадлежат нескольким неназванным акционерам группы. В мае 2021 года группа продала сеть «Дикси» краснодарскому «Магниту» за 87,6 млрд руб.
Выручка Mercury Retail Group, по собственным данным, в 2020 году составила 577,2 млрд руб., скорректированная EBITDA — 55,9 млрд руб., чистая прибыль — 25,6 млрд руб. Рентабельность скорректированной EBITDA владельца «Красное & Белое» и «Бристоль» в прошлом году равнялась 9,7%, у его крупнейших конкурентов, X5 и «Магнита» — 12,3 и 7% соответственно.
Как работают сети «Красное & Белое» и «Бристоль»
На конец июня 2021 года сети Mercury Retail Group объединяли почти 13,5 тыс. магазинов, из них около 9,5 тыс. — «Красное & Белое», а 4 тыс. — «Бристоль».
Сети «Красное & Белое» и «Бристоль» — выходцы из регионов, их первые пилотные точки открылись в Копейске (Челябинская область) и Нижнем Новгороде. С самого начала они позиционировались как магазины с преобладающей долей алкогольной продукции. Например, в 2015 году в ассортименте «Красного & Белого» было 700 позиций алкоголя, около 100 — пива, 60–70 — сигарет и около 300 — сопутствующих товаров (кондитерские изделия, соления и т.п.).
В дальнейшем соотношение товарных категорий начало меняться в сторону ассортимента «магазинов у дома». В 2019 году сеть раскрывала, что в ее торговой матрице 700 позиций приходится на алкоголь, 600 — на основные продукты питания, 120 — на пиво, 80 — на табачные изделия. Сейчас сети Mercury Retail Group позиционируют свой сегмент как ultra convenience — более узкий ассортимент, чем у классических «магазинов у дома», но точки в шаговой доступности от места жительства потребителей.
Доля ретейлера в этом сегменте составляет 43%, указывает Mercury Retail Group, ссылаясь на оценку исследовательской компании GfK. По ее прогнозу, сегмент будет развиваться со среднегодовым темпом роста почти 28%, его объем к концу 2025 года достигнет 5,4 трлн руб.
Средняя торговая площадь магазинов сетей Mercury Retail Group, по собственным данным, составляет 75 кв. м, ассортимент для ежедневных покупок — около 1,5 тыс. наименований в точках «Красное & Белое» и 1,8 тыс. — в «Бристолях». Магазины компании присутствуют во всех регионах России. Наибольшую долю выручки «Красное & Белое» приносят продажи в Центральном федеральном округе (24%), сети «Бристоль» — в Приволжском федеральном округе (9%).
Сопоставимые продажи ретейлера (без учета новых открывшихся магазинов) в первой половине 2021 года по сравнению с аналогичным периодом 2020-го выросли на 18%. У крупнейшего по обороту российского ретейлера X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») этот показатель за первое полугодие составил 3,1%, а у «Ленты» снизился на 0,7%.
У Mercury Retail Group есть существенный потенциал с точки зрения органического роста и масштабирования бизнеса, а также увеличения трафика, считает гендиректор «InfoLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Он отмечает, что в сегменте ultra convenience много слабых игроков (малых сетей и несетевых магазинов), которых группа может вытеснить за счет лучшего ассортиментного предложения, низких цен, удобства и сервиса. По оценке эксперта, диапазон стоимости Mercury Retail Group может составить от $12 млрд до $18 млрд.
Бумаги Mercury Retail Group будут интересны потенциальным инвесторам, так как эти сети станут главными бенефициарами роста формата ultra conveniencе, указывает аналитик Райффайзенбанка по потребительскому рынку Егор Макеев. Кроме того, по его мнению, компания постепенно уходит от фокуса на продажах алкогольной и табачной продукции, который может быть негативным фактором в глазах некоторых инвесторов.
Автор
Анна Левинская