В правительстве поручили проработать идею строительства частной железной дороги до Охотского моря в качестве дополнения к третьему этапу расширения БАМа. РЖД предлагали рассматривать ее как альтернативу планируемой модернизации
Вице-премьер Марат Хуснуллин, курирующий строительство Восточного полигона (модернизацию БАМа и Транссиба), поручил профильным ведомствам проработать вариант строительства частной железной дороги от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до Охотского моря, который предложила компания «А-Проперти» Альберта Авдоляна (владеет лицензией на это месторождение). Об этом РБК рассказали в аппарате Хуснуллина. Поручение дано по итогам совещания 14 июля.
Вице-премьер предлагает рассмотреть этот вариант как дополнение к третьему этапу развития БАМа и Транссиба, предполагающему увеличение пропускной способности сети РЖД для вывоза дополнительных объемов угля с якутских месторождений.
По словам представителя Хуснуллина, проект по строительству железной дороги Эльга — Чумикан «заслуживает внимания, но он требует более детальной проработки для его дальнейшего рассмотрения в качестве дополнения к основной модернизации БАМа». Поэтому вице-премьер поручил определить оптимальный вариант для реализации третьего этапа развития Восточного полигона — распределить логистику требуемых объемов перевозки, оценить возможности по электрификации строительных объектов, произвести анализ стоимости и сроков реализации планируемых проектных решений, а также определить источник и порядок финансирования данных работ.
О предложении построить частную дорогу от Эльгинского месторождения до Охотского моря по маршруту Эльга — Чумикан стало известно из письма главы РЖД Олега Белозерова, которое он отправил Хуснуллину 30 июня. Протяженность дороги должна составить около 500 км, и по ней можно будет поставлять 30 млн т угля в год. На берегу Охотского моря планируется построить порт. По оценке управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, железная дорога вместе с портом может обойтись «А-Проперти» в $2,5–3 млрд.
Белозеров описывал этот проект как альтернативу третьему этапу модернизации БАМа, приступить к которому РЖД предполагали не раньше чем в 2024 году. Для финансирования вывоза якутского угля РЖД уже подала заявку в Фонд национального благосостояния (ФНБ), запросив 188 млрд руб., или 25% стоимости проекта.
Из письма Белозерова также стало известно, что РЖД могут заключить с «А-Проперти» долгосрочный договор перевозки 30 млн т угольной продукции в год на пять лет начиная с 2022 года — на время строительства частной дороги. В этом договоре должны быть закреплены сроки предоставления гарантий по перевозке угля с объемами и направлениями доставки по годам. Вывоз угля Эльгинского месторождения также обсуждался на совещании у правительственной комиссии по транспорту под руководством первого вице-премьера, председателя совета директоров РЖД Андрея Белоусова, которое состоялось в пятницу, 16 июля. В рамках этого обсуждения Белоусов отметил, что представляется важным «обеспечить сбалансированность интересов грузоотправителей и достижение установленных параметров развития Восточного полигона», — указано в сообщении его пресс-службы. Но деталей там не приводится.
О двух вариантах вывоза дополнительных объемов угля из Якутии говорится и в письме замминистра транспорта Владимира Токарева в аппарат правительства (у РБК есть копия письма). Он сообщает, что в случае расширения БАМа силами РЖД компания планирует возвращать средства за счет инвестиционной надбавки (1100 руб. на тонну) к текущему тарифу для угольных компаний Якутии. Но это, по его словам, более чем вдвое увеличит текущий тариф (990 руб. на тонну) и «снизит конкурентоспособность угля на мировом рынке».
Второй вариант (строительство частной железной дороги) замглавы Минтранса считает «более предпочтительным», поскольку это не требует госсредств, снизит загруженность инфраструктуры РЖД, освободит мощности для других грузоотправителей и не приведет к росту тарифной нагрузки. По словам Токарева, его позиция согласована с замминистра промышленности и геологии Якутии Михаилом Кириллиным и гендиректором «Эльгаугля» («дочка» «А-Проперти») Александром Исаевым.
РБК направил запросы в Минтранс и в «А-Проперти».
Авторы
Светлана Бурмистрова,
Тимофей Дзядко