Мантуров: За 10 лет на гражданские самолеты было потрачено 336,8 млрд руб. из бюджета
За последние 10 лет на создание российских гражданских самолетов из бюджета было выделено ₽337 млрд. Средства пошли на проекты Бе-200, Ту-204/214, Superjet 100 и МС-21. Но ни один из них до сих пор не добился успеха за рубежом
За последние десять лет, с 2012 по 2021 год включительно, на российское гражданское самолетостроение было потрачено из бюджета 336,8 млрд руб. Об этом в интервью РБК рассказал глава Минпромторга Денис Мантуров, который руководит этим ведомством как раз с 2012 года.
Эти средства выделены в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года» и госпрограммы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы».
По словам Мантурова, за счет бюджетных денег финансировались такие программы, как самолет-амфибия Бе-200, региональный самолет Superjet, среднемагистральные Ту-204/214 и МС-21, проекты по разработке самолетов малой авиации (к примеру, «Байкал»). «Меры господдержки, которые реализовывались в этот [десятилетний] период, были направлены на снижение затрат лизинговых компаний на выплату процентов по кредитам, создание сети послепродажного обслуживания и т.п.», — сказал он.
По мнению министра, об эффективности использования вложенных средств говорит, например, экспозиция российских самолетов на выставках МАКС в Жуковском и Dubai Airshow в 2021 году. Там демонстрировались, в частности, несколько прототипов МС-21 и новая VIP-версия Superjet — Aurus Business Jet. «Гражданский сегмент был представлен там на очень достойном уровне», — считает глава Минпромторга. Ранее он говорил РБК, что этот бизнес-джет по совокупности летно-технических характеристик, размерности пассажирского салона, цены и стоимости эксплуатации является «абсолютно конкурентоспособным продуктов в своем сегменте».
Но госпрограмма «Развитие авиационной промышленности» изначально предполагала «формирование глобально конкурентоспособной самолетостроительной отрасли мирового уровня». Пока же результатами гражданского авиапрома пользуются преимущественно российские авиакомпании с госучастием. В парке основного оператора Superjet — группы «Аэрофлот» — 76 самолетов этого типа, по данным Росавиации на середину декабря 2021 года. Самолеты МС-21, по заявлению Мантурова, начнут перевозить пассажиров в 2022 году (тоже в группе «Аэрофлот»), на шесть лет позже, чем предполагалось на старте этой программы.
Авторы
Артём Кореняко,
Тимофей Дзядко