Больше половины из ₽900 млрд получат РЖД, «Автодор» и «Трансмашхолдинг»
Правительство предварительно определило семь проектов, которые получат средства из ФНБ на общую сумму почти 900 млрд руб. Их направят на строительство новых автодорог, желдорпутей, обновление ЖКХ и вагонов петербургского метро
В правительстве выбрали семь приоритетных инфраструктурных проектов общей стоимостью 4,9 трлн руб. для софинансирования из Фонда национального благосостояния. Они были представлены на рассмотрение премьер-министру Михаилу Мишустину, рассказал РБК источник, знакомый с результатами состоявшегося в пятницу, 21 мая, совещания в правительстве под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова.
В случае утверждения эти проекты получат 895 млрд руб. из ФНБ, рассказал источник. Собеседник, близкий к одному из профильных ведомств, подтвердил отбор семи приоритетных проектов для финансирования из ФНБ, которые должны быть реализованы по поручению президента для обеспечения синергетического развития инфраструктуры и промышленности. Ранее в правительстве сообщали, что речь идет о масштабных проектах в транспортной сфере, в частности модернизации железнодорожной сети, в электроэнергетике.
Какую сумму фонд может направить на проекты
Финансирование из ФНБ выгоднее банковского: оно предоставляется по более низким ставкам и на больший срок. Объем фонда по состоянию на 1 мая составлял 13 трлн 825,43 млрд руб., или 12% прогнозного ВВП на 2021 год, что эквивалентно $185,87 млрд. За апрель его объем увеличился на 23,3 млрд руб. Проектом поправок в Бюджетный кодекс об инвестировании средств ФНБ по достижении его ликвидными средствами планки 7% ВВП предполагалось, что доля средств фонда, выделяемых для инфраструктурных проектов, не должна превышать 20% совокупного объема заемного финансирования отдельного проекта за счет всех источников. Но недавно Минфин предложил установить, что средства ФНБ могут составлять не более 40% совокупного объема заемного финансирования отдельного проекта за счет всех источников.
В настоящее время ликвидная часть ФНБ составляет около 7,5% ВВП, то есть для новых инвестиций в инфраструктурные проекты доступно около 0,5% ВВП, или 580 млрд руб. Объем ФНБ будет расти и далее, поскольку в 2021 году (январь—май) Минфин закупил в резервы уже более 600 млрд руб. на дополнительные нефтегазовые доходы бюджета. Однако даже если прямо сейчас принять решение о новых инвестиционных проектах, деньги из ФНБ начнут поступать в экономику не раньше 2022 года, сказал РБК федеральный чиновник.
По словам источников РБК, деньги получат следующие проекты.
- Развитие РЖД восточной части БАМа для обеспечения вывоза угля из Якутии в восточном направлении. Это третий этап модернизации БАМа и Транссиба — Якутский кластер, где сейчас происходит бурный рост добычи угля. Проект поддержал президент Владимир Путин. «Прошу проработать механизмы финансирования этого проекта, включая возможности ФНБ, как предложил сегодня в ходе совещания министр экономического развития. Если это будет, конечно, необходимо. Во всяком случае, я против этого ничего иметь не буду. Пожалуйста, если такая необходимость есть, представьте предложения», — заявил он. Без электрификации проект оценивался в 350 млрд руб., с электрификацией — в 700 млрд руб. По данным источника, правительство планирует выделить на него 188 млрд руб. из расчета общей стоимости 752,4 млрд руб. О том, что РЖД привлекут в ФНБ 25% от стоимости якутского проекта, накануне рассказал журналистам глава монополии Олег Белозеров.
Почему выбраны эти проекты
Крупные капиталоемкие проекты такого масштаба сложно реализовать без государственных инвестиций, отмечает замдиректора группы рейтингов проектного и структурированного финансирования АКРА Альфия Васильева. По ее словам, вложения в эти проекты будут иметь мультипликативный эффект и способствовать более быстрому развитию экономики.
Инвестиции в транспортную инфраструктуру всегда имели особое значение не только в России, но и во всем мире. Даже сейчас половина всех мировых инфраструктурных расходов — транспортные, пояснила эксперт. Строительство автомобильных дорог считается наиболее капиталоемким видом инфраструктуры, требующим господдержки: на их строительство и ремонт расходуется больше, чем на железные дороги, порты и аэропорты вместе взятые, говорит Васильева. Мировые расходы на содержание автодорог достигают $1,3 трлн. На втором месте по затратам в сфере транспортной инфраструктуры, по ее словам, находятся железные дороги — $332 млрд.
РБК направил запросы в РЖД, Минтранс, Минфин, Минэкономразвития и в правительство. В пресс-службе «Автодора» сообщили, что в настоящее время ведут работу по подготовке документов для рассмотрения правительством вопроса предоставления средств ФНБ на реализацию указанных проектов. В случае положительного решения указанные средства могут быть направлены на реализацию проектов в период с 2021 по 2024 год.
Авторы
Петр Канаев,
Светлана Бурмистрова,
Иван Ткачёв