ВТБ спустя почти четыре года полностью выходит из состава акционеров «Магнита», одного из крупнейших российских ретейлеров. Основной покупатель пакета — инвестиционная Marathon Group. Часть бумаг также будет предложена инвесторам
ВТБ планирует выйти из состава акционеров розничной сети «Магнит» (MGNT), говорится в сообщении компании. Сейчас банку принадлежат 17,3% акций компании, которые будут проданы по следующей схеме.
- 12,9% акций приобретет Marathon Group — сейчас второй по размеру акционер «Магнита». В результате этой сделки доля инвестиционной группы увеличится до 29,75%. Но с учетом того что доля Marathon Group превысит 25%, продажу еще 4,75% должна одобрить Федеральная антимонопольная служба (ФАС; соответствующее обращение будет направлено в ближайшие дни);
- Еще 4,4% акций будет предложено к продаже институциональным и розничным инвесторам в рамках ускоренного формирования книги заявок.
- Финальная стоимость сделки (всего продаваемого банком пакета) будет определена по итогам закрытия ускоренной книги заявок;
- Marathon Group приняла на себя обязательства по неотчуждению акций «Магнита» в течение одного года, кроме «как в ряде принятых для подобного рода сделок исключений».
Как отметил Юрий Соловьев, первый заместитель президента — председателя правления банка ВТБ (его слова приводятся в сообщении банка), с тех пор как группа ВТБ стала акционером «Магнита» в 2018 году, «была сформирована профессиональная управленческая команда, которая проводит постоянную работу по улучшению финансовых и операционных показателей»: «Завершая свой инвестиционный цикл в качестве финансового инвестора, ВТБ приветствует решение крупнейшего частного акционера «Магнита» об участии в сделке».
Исходя из средневзвешенной цены «Магнита» на Московской бирже на 18 ноября, пакет ВТБ стоит около 84 млрд руб.
Что было с «Магнитом» за последние четыре года
Акционером «Магнита» банк стал в начале 2018-го: тогда Сергей Галицкий, основатель и крупнейший акционер розничной компании, продал ВТБ 29,1% акций компании. Сумма сделки составила около 138 млрд руб., или примерно 4661 руб. за бумагу. Спустя несколько месяцев, в мае, группа продала 11,82% акций из своего пакета Marathon Group (сумма сделки не раскрывалась, но исходя из капитализации на 23 мая могла составить 62,5 млрд руб.). Затем в течение нескольких лет Marathon Group постепенно увеличивала свой пакет, и сейчас он составляет примерно 16,8%.
За несколько дней до сделки между ВТБ и Галицким в 2018 году «Магнит» впервые за семь предшествовавших лет уступил лидерство по капитализации своему главному конкуренту — X5 («Перекресток», «Пятерочка»). Вернуть лидерство по этому показателю удалось только спустя четыре года: на прошлой неделе, 12 октября, капитализация «Магнита» достигла $9,201 млрд, X5 — $9,149 млрд.
Сразу после сделки с банком и инвестиционной группой в «Магните» начались изменения — кадровые и на уровне стратегии. Весной 2018-го в компанию перешла Ольга Наумова, до этого долгое время руководившая сетью «Пятерочка». Специально под нового топ-менеджера была создана должность исполнительного директора, затем она стала гендиректором компании. В сентябре 2018-го Наумова представила инвесторам новую стратегию: ее суть была обозначена так — «Магнит» должен «стать выбором для каждой российской семьи, отвечая всем потребностям и желаниям покупателей в любой локации». В цифрах это означало рост доли «Магнита» на продуктовом рынке с 9 до 15% к 2023 году. Уже к концу третьего квартала 2018-го «Магнит» отчитался о росте чистой прибыли впервые за восемь финансовых кварталов. В четвертом квартале того же года впервые за двухлетний период произошел рост сопоставимых продаж. Но в июне 2019-го Наумова приняла решение покинуть свой пост из-за разногласий с советом директоров по поводу стратегии развития компании. Ее место занял президент ретейлера Ян Дюннинг.
Кроме органического роста значительно сократить разрыв с X5 по размеру бизнеса «Магниту» удалось в 2021 году за счет приобретения сети «Дикси»: ретейлер договорился купить 2612 магазинов «Дикси», а также 39 торговых точек под брендом «Мегамарт» (сумма сделки составила 87,6 млрд руб.). По итогам девяти месяцев 2021-го выручка «Магнита» составила 1,311 млрд руб. (+14,4% к аналогичному периоду прошлого года), EBITDA — 92,97 млрд руб. (+15% год к году). Выручка X5 за аналогичный период — 1,597 млрд руб. (+10,2%), EBITDA — 123,7 млрд руб. (+8,5%). На конец 2020 года X5 Retail Group занимала долю в 12,8% рынка с выручкой 1,973 трлн руб., в то же время у «Магнита» доля составила 10,9%, следовало из отчетности компаний.
Зачем Marathon Group увеличила пакет
Комментируя в 2018 году приобретение акций «Магнита», Александр Винокуров, сооснователь Marathon Group, заявлял в интервью РБК, что «Магнит» — «недооцененный актив»: «Мы верим, что при определенных усилиях со стороны менеджмента и акционеров сети удастся вернуть ее справедливую стоимость и первое место среди российских ретейлеров».
«Эта позиция, как мы видим, нашла подтверждение в жизни», — заявил РБК Александр Винокуров в четверг, 18 ноября. Он объясняет решение существенно увеличить долю в «Магните» высокими темпами роста по всем ключевым показателям, успешными сделками M&A, улучшением операционной эффективности: «Последние несколько лет мы в качестве одного из основных акционеров активно поддерживали компанию в формировании и реализации ее стратегии». По его словам, у группы нет намерения менять «направление движения компании».
Чем известна Marathon Group
Инвестиционная группа была основана Александром Винокуровым и Сергеем Захаровым, выходцами из А1, в 2017 году. Основные направления проектов были выбраны преимущественно в четырех сферах: фармацевтика, FMCG и ретейл, транспортная инфраструктура и сельское хозяйство. Группа владеет франчайзи сети кафе KFC (ее партнеры в проекте — ВТБ и группа инвесторов, в том числе арабский фонд Al Nahdha Investment), зерновой «Деметра Холдинг» (ВТБ и структуры Таймураза Боллоева), производителем антисептиков «Бентус Лаборатории», компанией IQSport (занимается спортивным сопровождением и консалтингом в пяти циклических видах спорта) и профессиональной велокомандой Marathon-Tula Cycling Team.
Marathon Group начинал с приобретения предбанкротных активов и дальнейшей перепродажи преимущественно стратегическим инвесторам. Среди подобных таких сделок «распродажа» его фармацевтического субхолдинга: заводы по выпуску лекарственных средств «Синтез» и «Биоком» приобрела АФК «Система» (сумма сделки около 12 млрд руб.), завод по выпуску вакцин «ФОРТ» купил холдинг «Нацимбио» (сумма сделки не раскрывалась). Marathon Group являлась акционером торговой сети Fix Price (возглавляла консорциум инвесторов, владевшего 10% акций ретейлера, оцененного в $8,3 млрд), но продала основную часть своего пакета в ходе размещения весной 2021-го года и полностью вышла из состава акционеров в сентябре этого года. Последнюю инвестицию, Винокуров называет «более чем успешной».
Что про сделку думают инвесторы
Сразу после объявления о сделке, акции «Магнита» стоимость бумаг начала снижаться — на конец торгового дня на Московской бирже они стоили 6 тыс руб. (-5,8% за день). Аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов считает, что на ретейлере сделка ВТБ по продаже акций значительно не отразится, банк хорошо заработал на компании — с учетом выплаченных дивидендов общая доходность инвестиций в акции «Магнита» составила для ВТБ около 60%, подсчитал он. Marathon Group же сможет увеличить собственную инвестицию. «Но я ожидал, что банк будет держать бумаги еще 2-3 года, потому что в результате действий новой команды менеджеров компания продолжает показывать операционные улучшения: растет плотность продаж и повышается операционная рентабельность. В результате у «Магнита» сейчас самый высокий темп роста выручки среди крупнейших ретейлеров и не только за счет приобретения «Дикси», но и за счет роста сопоставимых продаж и активного расширения сети», — объясняет Ибрагимов. Оставаясь в капитале «Магнита», банк смог бы также увидеть синергию от сделки с «Дикси», добавляет он.
Директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко считает позитивной сделку по продаже ВТБ акций «Магнита». «Для ВТБ все, что связано с небанковской деятельностью — не ключевой актив и не нужно для бизнеса. В случае «Магнита» у него есть небольшое операционное взаимодействие благодаря которому «Магнит» приводит банку клиентов, но оно могло бы существовать и без владения долей в капитале ретейлера. В целом, это не дело банков владеть промышленными компаниями. Хотя путь владения «Магнитом» ВТБ и Marathon Group был не без «американских горок», даже с поправкой на ситуацию с «СИА Интернейшнл» (фармдистрибутор принадлежал Marathon Group и был продан самому «Магниту», что вызывало негодование миноритариев — РБК) это была хорошая работа. За прошлый год «Магнит» выплатил рекордные дивиденды за свою историю, а с полной консолидацией «Дикси» Магнит обойдет X5 Group по чистой прибыли в 2022 году», — считает Кривошапко.
Авторы
Ирина Парфентьева,
Анна Левинская