Для запуска новых терминалов при выводе порта из Санкт-Петербурга потребуется до 10 лет, оценили в «Уралкалии», владеющем там мощностями. С инициативой редевелопмента порта за 440 млрд руб. весной выступил глава «Трансмашхолдинга»
«Уралкалий» оценил в 10 лет срок, который может понадобиться на перенос терминалов из Большого порта Санкт-Петербург в случае, если будет принято решение о выносе мощностей за черту города. Для строительства новых терминалов работающим в порту стивидорам необходимо будет выделить «конкретные земельные участки» в акватории Балтийского моря, заявил директор по логистике «Уралкалия» Владислав Ковшов.
Позиция «Уралкалия» представлена в протоколе по итогам совещания у замминистра транспорта Александра Пошивая от 10 июня, на котором обсуждалось предложение о выводе порта за пределы Петербурга. У РБК есть копия протокола, его подлинность подтвердил один из участников совещания. Первым об этом документе написало издание «Фонтанка». РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и «Уралкалия».
С инициативой построить на месте порта 4,8 млн кв. м жилья, коммерческих помещений и объектов социальной инфраструктуры и культуры к президенту Владимиру Путину обратился совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев. Первый вице-премьер Андрей Белоусов 25 марта дал поручение профильным ведомствам совместно с правительством Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также с «заинтересованными организациями» проработать необходимость редевелопмента территории Большого порта Санкт-Петербург и о результатах доложить в правительство в июле, писал РБК.
Большой порт Санкт-Петербург, расположенный в Невской губе Финского залива и устьевой части Невы, — один из крупнейших портов на северо-западе России. Его грузооборот в 2020 году составил около 60 млн т. «Уралкалию» принадлежит Балтийский балкерный терминал, который переваливает минеральные удобрения (6,4 млн т в 2020 году).
Кто еще владеет терминалами в порту Петербурга
Основные стивидоры порта Петербурга — Петербургский нефтяной терминал Михаила Скигина (ПНТ, 9,2 млн т нефтепродуктов), Первый контейнерный терминал (8,8 млн т грузов) и «Петролеспорт» (7,1 млн т), принадлежащие Global Ports, а также Контейнерный терминал Санкт-Петербург (8,4 млн т) и Морской порт Санкт-Петербург (7 млн т), которые входят в Первую портовую компанию Владимира Лисина.
Почему потребуется до 10 лет на создание новых терминалов
Директор по логистике «Уралкалия» сообщил на совещании в Минтрансе, что нужно определить источники финансирования строительства новых терминалов. По его оценкам, на запуск таких объектов уйдет до 10 лет (срок будет уточнен по результатам проработки проекта), а до этого «действующие перевалочные мощности Большого порта Санкт-Петербург должны работать без ограничений», говорится в протоколе.
Проект сноса таких терминалов и их реконструкции на новом месте (поиск земли, проектирование, экспертизы) займет минимум четыре года — от принятия решения до нахождения финансирования, замечает гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Еще шесть лет займет поиск инвестора и строительство, добавляет он.
Сроки строительства новых терминалов при оперативном решении вопросов с финансированием объектов инфраструктуры, которые необходимо построить за государственный счет, могут составить пять-шесть лет, указывает глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но при этом возникают вопросы источников финансирования новых терминалов — так, запуск проекта редевелопмента возможен только после завершения строительства альтернативных мощностей, подчеркивает он.
Куда Бокарев предлагал перевести мощности из Петербурга
В письме Бокарева Путину не назывались сроки переноса терминалов из Петербурга и источники их финансирования, в нем лишь оценивался редевелопмент самого порта в 440 млрд руб. По мнению бизнесмена, «наиболее целесообразным» представляется их перенос в порт Усть-Луга в Ленинградской области (в 120 км от Петербурга), который обладает необходимым для этого потенциалом и характеристиками. Это второй по грузообороту порт России после Новороссийска (103 млн т) и первый по пропускной способности (190 млн т). Бокареву принадлежит 48,99% нефтепродуктового наливного терминала «Усть-Луга Ойл» мощностью 30 млн т в год, другими совладельцами проекта являются трейдер Gunvor (26%) и «Транснефть» (25%). УГМК, совладельцем которой является Бокарев, управляет угольным терминалом Усть-Луги «Ростерминалуголь», перевалка которого в 2020 году составила 26,5 млн т.
Существующая инфраструктура порта используется только на 40% и может «органично интегрировать дополнительные объемы», говорилось в письме Бокарева.
Представитель группы «Дело» Сергея Шишкарева (совладелец Global Ports) сказал РБК, что она не поддерживает предложения «Уралкалия». «По нашему мнению, у всех субъектов экономической деятельности Большого порта Санкт-Петербурга будут утрачены все инвестиции, вложенные в объекты недвижимости на территории порта, и часть вложенных в сложную портовую инфраструктуру, перемещение которой сопряжено с большими трудностями (разгрузочно-погрузочные комплексы и т.п.)», — сказал он. По его словам, «разгон» деятельности в порту Усть-Луга будет затруднен объективными и субъективными факторами: отсутствием квалифицированной рабочей силы, низкой транспортной доступностью, слабой пропускной способностью транспортной инфраструктуры, необходимостью строительства большей части объектов «с нуля», перенацеливанием транспортных потоков в новый порт, потерей значительного количества маршрутов и прежних клиентов, необходимостью значительных инвестиций с неопределенным прогнозом.
Представитель T.A.Management (управляющая компания Первой портовой компании) сказал, что по-прежнему считает «нецелесообразным» предлагаемый проект редевелопмента порта Санкт-Петербург. «Анализ такого проекта должен учитывать не только доходы от продажи недвижимости, но и расходы на создание дублирующей инфраструктуры и перенос перевалки более 60 млн т грузов с учетом интересов десятков стивидоров и сотен компаний, осуществляющих свою деятельность в порту, равно как и тысяч работников стивидорных компаний и предприятий околопортовой отрасли», — отметил он. Затраты на реализацию такого проекта будут отличаться в разы от озвученных оценок, заметил собеседник РБК.
Это не первая попытка переноса портовых мощностей из Петербурга. Представитель правительства города рассказал на совещании в Минтрансе о выводах рабочей группы по оценке возможностей такого переноса, созданной в 2018 году. «Принять к сведению информацию правительства Санкт-Петербурга о проведенной работе по оценке возможности применения опыта редевелопмента морского порта Сингапур, по результатам которой сделаны выводы о невозможности его применения в рамках переноса мощностей Большого порта Санкт-Петербург», — говорится в документе.
Очередное заседание межведомственной рабочей группы по проработке вопроса редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург, как следует из протокола, должно состояться 16 июля.
Авторы
Тимофей Дзядко,
Светлана Бурмистрова