«Уралкалий» попросил 10 лет на перенос портовых терминалов из Петербурга

Для запуска новых терминалов при выводе порта из Санкт-Петербурга потребуется до 10 лет, оценили в «Уралкалии», владеющем там мощностями. С инициативой редевелопмента порта за 440 млрд руб. весной выступил глава «Трансмашхолдинга»

«Уралкалий» попросил 10 лет на перенос портовых терминалов из Петербурга

«Уралкалий» оценил в 10 лет срок, который может понадобиться на перенос терминалов из Большого порта Санкт-Петербург в случае, если будет принято решение о выносе мощностей за черту города. Для строительства новых терминалов работающим в порту стивидорам необходимо будет выделить «конкретные земельные участки» в акватории Балтийского моря, заявил директор по логистике «Уралкалия» Владислав Ковшов.

Позиция «Уралкалия» представлена в протоколе по итогам совещания у замминистра транспорта Александра Пошивая от 10 июня, на котором обсуждалось предложение о выводе порта за пределы Петербурга. У РБК есть копия протокола, его подлинность подтвердил один из участников совещания. Первым об этом документе написало издание «Фонтанка». РБК направил запросы в пресс-службы Минтранса и «Уралкалия».

С инициативой построить на месте порта 4,8 млн кв. м жилья, коммерческих помещений и объектов социальной инфраструктуры и культуры к президенту Владимиру Путину обратился совладелец «Трансмашхолдинга» Андрей Бокарев. Первый вице-премьер Андрей Белоусов 25 марта дал поручение профильным ведомствам совместно с правительством Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также с «заинтересованными организациями» проработать необходимость редевелопмента территории Большого порта Санкт-Петербург и о результатах доложить в правительство в июле, писал РБК.

Большой порт Санкт-Петербург, расположенный в Невской губе Финского залива и устьевой части Невы, — один из крупнейших портов на северо-западе России. Его грузооборот в 2020 году составил около 60 млн т. «Уралкалию» принадлежит Балтийский балкерный терминал, который переваливает минеральные удобрения (6,4 млн т в 2020 году).

Кто еще владеет терминалами в порту Петербурга

Основные стивидоры порта Петербурга — Петербургский нефтяной терминал Михаила Скигина (ПНТ, 9,2 млн т нефтепродуктов), Первый контейнерный терминал (8,8 млн т грузов) и «Петролеспорт» (7,1 млн т), принадлежащие Global Ports, а также Контейнерный терминал Санкт-Петербург (8,4 млн т) и Морской порт Санкт-Петербург (7 млн т), которые входят в Первую портовую компанию Владимира Лисина.

Почему потребуется до 10 лет на создание новых терминалов

Директор по логистике «Уралкалия» сообщил на совещании в Минтрансе, что нужно определить источники финансирования строительства новых терминалов. По его оценкам, на запуск таких объектов уйдет до 10 лет (срок будет уточнен по результатам проработки проекта), а до этого «действующие перевалочные мощности Большого порта Санкт-Петербург должны работать без ограничений», говорится в протоколе.

Проект сноса таких терминалов и их реконструкции на новом месте (поиск земли, проектирование, экспертизы) займет минимум четыре года — от принятия решения до нахождения финансирования, замечает гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Еще шесть лет займет поиск инвестора и строительство, добавляет он.

Сроки строительства новых терминалов при оперативном решении вопросов с финансированием объектов инфраструктуры, которые необходимо построить за государственный счет, могут составить пять-шесть лет, указывает глава «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. Но при этом возникают вопросы источников финансирования новых терминалов — так, запуск проекта редевелопмента возможен только после завершения строительства альтернативных мощностей, подчеркивает он.

Куда Бокарев предлагал перевести мощности из Петербурга

В письме Бокарева Путину не назывались сроки переноса терминалов из Петербурга и источники их финансирования, в нем лишь оценивался редевелопмент самого порта в 440 млрд руб. По мнению бизнесмена, «наиболее целесообразным» представляется их перенос в порт Усть-Луга в Ленинградской области (в 120 км от Петербурга), который обладает необходимым для этого потенциалом и характеристиками. Это второй по грузообороту порт России после Новороссийска (103 млн т) и первый по пропускной способности (190 млн т). Бокареву принадлежит 48,99% нефтепродуктового наливного терминала «Усть-Луга Ойл» мощностью 30 млн т в год, другими совладельцами проекта являются трейдер Gunvor (26%) и «Транснефть» (25%). УГМК, совладельцем которой является Бокарев, управляет угольным терминалом Усть-Луги «Ростерминалуголь», перевалка которого в 2020 году составила 26,5 млн т.

Существующая инфраструктура порта используется только на 40% и может «органично интегрировать дополнительные объемы», говорилось в письме Бокарева.

Представитель группы «Дело» Сергея Шишкарева (совладелец Global Ports) сказал РБК, что она не поддерживает предложения «Уралкалия». «По нашему мнению, у всех субъектов экономической деятельности Большого порта Санкт-Петербурга будут утрачены все инвестиции, вложенные в объекты недвижимости на территории порта, и часть вложенных в сложную портовую инфраструктуру, перемещение которой сопряжено с большими трудностями (разгрузочно-погрузочные комплексы и т.п.)», — сказал он. По его словам, «разгон» деятельности в порту Усть-Луга будет затруднен объективными и субъективными факторами: отсутствием квалифицированной рабочей силы, низкой транспортной доступностью, слабой пропускной способностью транспортной инфраструктуры, необходимостью строительства большей части объектов «с нуля», перенацеливанием транспортных потоков в новый порт, потерей значительного количества маршрутов и прежних клиентов, необходимостью значительных инвестиций с неопределенным прогнозом.

Представитель T.A.Management (управляющая компания Первой портовой компании) сказал, что по-прежнему считает «нецелесообразным» предлагаемый проект редевелопмента порта Санкт-Петербург. «Анализ такого проекта должен учитывать не только доходы от продажи недвижимости, но и расходы на создание дублирующей инфраструктуры и перенос перевалки более 60 млн т грузов с учетом интересов десятков стивидоров и сотен компаний, осуществляющих свою деятельность в порту, равно как и тысяч работников стивидорных компаний и предприятий околопортовой отрасли», — отметил он. Затраты на реализацию такого проекта будут отличаться в разы от озвученных оценок, заметил собеседник РБК.

Это не первая попытка переноса портовых мощностей из Петербурга. Представитель правительства города рассказал на совещании в Минтрансе о выводах рабочей группы по оценке возможностей такого переноса, созданной в 2018 году. «Принять к сведению информацию правительства Санкт-Петербурга о проведенной работе по оценке возможности применения опыта редевелопмента морского порта Сингапур, по результатам которой сделаны выводы о невозможности его применения в рамках переноса мощностей Большого порта Санкт-Петербург», — говорится в документе.

Очередное заседание межведомственной рабочей группы по проработке вопроса редевелопмента Большого порта Санкт-Петербург, как следует из протокола, должно состояться 16 июля.

Авторы

«Уралкалий» попросил 10 лет на перенос портовых терминалов из Петербурга

Тимофей Дзядко,

«Уралкалий» попросил 10 лет на перенос портовых терминалов из Петербурга

Светлана Бурмистрова

Источник