Уровень потребления россиянами левого алкоголя сочли «особо опасным»

Переток потребителей в «магазины у дома» способствует росту нелегального рынка алкоголя

Осторожность потребителей, которые стали реже посещать людные места и чаще совершают покупки в «магазинах у дома», стала одним из новых факторов роста продаж нелегальной алкогольной продукции, считают эксперты «Сколково»

Уровень потребления россиянами левого алкоголя сочли «особо опасным»

Потребление россиянами нелегального алкоголя остается на «опасно высоком уровне», констатируют в своем исследовании эксперты центра развития потребительского рынка Московской школы управления «Сколково» (РБК ознакомился с результатами). Эксперты оценили объем такой продукции в 2021 году на уровне 26–35% от всего объема потребления алкоголя в стране.

Сколько пьют россияне

Данные за 2021 год «Сколково» не приводит. Общий объем продаж алкоголя на одного человека в 2020 году увеличился до 7,6 л (чистого спирта) в сравнении с 2019 годом, когда потребление было на уровне 7,4 л. В структуре потребления (измеряемом в литрах чистого спирта) лидирует крепкий алкоголь — 45,3%, около 40% приходится на пиво и пивные напитки, 13,5% — на вина и 1,2% на прочие слабоалкогольные напитки. Согласно приведенным в исследовании данным, доля нелегального крепкого алкоголя оценивается в 30–40%, пивоваренной продукции — в 4–7%, винодельческой продукции — в 0,5%

Эксперты «Сколково» выделили несколько факторов, которые стимулируют производство и оборот нелегального алкоголя:

  • Из-за развития пандемии коронавируса потребители избегают места массового скопления и чаще совершают покупки в небольших несетевых «магазинах у дома». Как отмечают эксперты, многие такие точки не имеют лицензий для реализации алкогольной продукции, но продают ее «из-под полы». В интервью к исследованию один из участников алкогольного рынка отметил, что сейчас в России около 400 тыс. подобных магазинов. В легальной рознице из-за поштучного учета готовой продукции и работы системы ЕГАИС контрафактная алкогольная продукция отсутствует.
  • В то же время среди основных причин, влияющих на рост теневого алкогольного рынка, — падение доходов населения, высокая стоимость легальной продукции и высокая маржинальность производства нелегальной. Легальные производители не могут эффективно конкурировать в цене с продукцией теневого сегмента из-за ежегодного роста минимальной розничной цены (с 2018 года он составил 25 руб., или 18%), доли акциза и НДС. Доля акциза в стоимости водки составляет 36%, игристого вина — 14%, а пива — 23%. Доля НДС — 11% для водки, 19% для пива, 11% для вина.

Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз подтверждает, что главным фактором роста нелегального рынка алкоголя остается разрыв между уровнем минимальных зарплат населения и высокой стоимостью легальной продукции: «До 2010 года вся нелегальная продукция наравне с легальной производится на одних и тех же заводах и стояла рядом на полках магазинов. Антиалкогольная кампания и акцизные реформы увели производство нелегальной продукции на кустарные заводы. И это четко разделило население на две группы: тех, кто может позволить себе покупать легальную продукцию, и тех, кто приобретает его [алкоголь] на теневом рынке».

Пандемия также спровоцировала рост интереса населения к самогоноварению, отмечают эксперты «Сколково». Анализ финансовых отчетностей компаний (основан на данных в системе СПАРК), специализирующихся на продажах аппаратов для самогоноварения, показал, что в 2020 году выручка этих игроков рынка выросла год к году на 7,4%, а себестоимость продаж — на 12% (абсолютные показатели исследователи не приводят), что, как отмечают аналитики, свидетельствует о росте количества продаж за год.

Также резко вырос спрос на доставку алкогольной продукции. Со ссылкой на данные «Яндекс Wordstat» эксперты сообщили, что в 2020 году россияне ежемесячно совершали 107 тыс. поисковых запросов «доставка алкоголя», а в 2021-м — 134 тыс. запросов, хотя доставка спиртного запрещена законом. Пик таких запросов пришелся на первый локдаун в апреле 2020 года (количество запросов о доставке алкоголя превысило 200 тыс.). Ранее один из лидеров в сфере кибербезопасности Group-IB оценила, что объем теневого рынка продаж алкоголя в Сети в 2021 году вырос до 2,75 млрд руб., что на 266 млн руб. выше уровня 2020-го. Всего доставку алкоголя, которая в России запрещена, предлагают около 3 тыс. онлайн-ресурсов, а главным «алкомессенджером» стал Telegram.

Автор

Анна Левинская

Источник