Замглавы Росавиации Ядров опроверг планы массового увольнения авиадиспетчеров
Госкорпорация по организации воздушного движения не будет массово увольнять диспетчеров, но сократит 800 административных сотрудников. Из-за кризиса в авиации на фоне пандемии предприятие недополучает более 40 млрд руб. в год
Госкорпорация по организации воздушного движения (ГК ОрВД) не будет сокращать авиадиспетчеров из-за кризиса в гражданской авиации. Об этом РБК заявил замруководителя Росавиации (госкорпорация входит в ее подчинение) Дмитрий Ядров.
10 января глава Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Сергей Ковалев пожаловался президенту Владимиру Путину на сокращение 800 работников госкорпорации, в том числе «обеспечивающих безопасность полетов». «Фактически ставятся под угрозу безопасность и обороноспособность Российской Федерации», — говорится в его письме.
Численность коллектива ГК ОрВД действительно снизится на 800 человек, но за счет административных сотрудников, а не диспетчеров, сказал РБК Ядров. «На сегодняшний день предприятие безопасно и непрерывно обслуживает более 4 тыс. воздушных судов ежедневно», — отметил он. По его словам, нет рисков и угроз безопасности и надежности функционирования единой системы организации воздушного движения.
Сейчас в ГК ОрВД работают 30 тыс. человек: 7,8 тыс. диспетчеров, 10,1 тыс. инженеров, более 12 тыс. относятся к административно-управленческому персоналу. Таким образом, сокращения коснутся менее 2,7% сотрудников, утверждает чиновник. К тому же сохранены все социальные льготы для работников — бесплатные авиабилеты, страховки от несчастных случаев и болезней, санаторно-курортное лечение, жилищная программа. По словам Ядрова, сейчас средняя зарплата диспетчеров составляет 180–200 тыс. руб. в месяц, а в центральном и северных регионах доходит до 250–270 тыс.
Необходимость сокращений замглавы Росавиации объяснил тем, что из-за кризиса госкорпорация недополучает доходы в размере 40–42 млрд руб. в год. При этом ее ежегодный фонд оплаты труда и социальные затраты составляют 55 млрд руб., а «на эксплуатационную готовность» без инвестиционной деятельности необходимо еще около 30 млрд руб., добавил чиновник.
В 2019 году выручка ГК ОрВД составила 117 млрд руб., чистая прибыль — 15 млрд руб. Тогда в воздушном пространстве России было выполнено 1,8 млн полетов, согласно информации Росавиации. Но по итогам 2020 года из-за снижения числа полетов на 30% (до 1,3 млн) выручка ГК ОрВД упала на 45% (до 64 млрд руб.), и госкорпорация получила чистый убыток в 28 млрд руб.
Сейчас работа авиатранспорта восстанавливается: за 11 месяцев 2021 года выполнено почти 1,5 млн полетов (рост на 25% к аналогичному периоду 2020 года, данных за весь 2021 год пока нет). Однако обычно основная доля доходов от аэронавигационных сборов (65%) приходится на транзитные полеты воздушных судов над Россией — трафик между Америкой, Европой и Азией, отметил Ядров. Число таких полетов выросло лишь на 20%.
На этом фоне Росавиация рекомендовала госкорпорации оптимизировать расходы. Ведомство также обратилось в Федеральную антимонопольную службу с предложением повысить ставки сборов за аэронавигационное обслуживание. С 1 апреля 2022 года для иностранных и российских перевозчиков, выполняющих полеты внутри страны, ставки вырастут на 5%, для российских перевозчиков, выполняющих рейсы за границу — на 10%. «Увеличение ставок сборов совместно с проводимыми госкорпорацией мероприятиями по оптимизации расходов при текущей интенсивности полетов позволит обеспечить социальную стабильность и функциональную готовность предприятия в 2022 году», — уверен Ядров.
Автор
Артём Кореняко