По сути, в России нет контрактного пивоварения, в том виде как оно подразумевается в Европе или Штатах, т.к. у нас запрещена аренда оборудования, на котором производятся алкогольные напитки. Контрактного пивоварения нет, а контрактные пивовары есть. Как так? И вообще, насколько это выгодное дело?
Плюсы
Маленький порог вхождения.Тут всё понятно. Сделать контракную варку, можно, условно со 100 тыс. в кармане.
Возможность варить небольшой объём. Если найдёте пивоварню с небольшими танками и варочником, то можно хоть 500 литров сварить.
Не обязательность регулярных варок. В отличии от «реальных», вы можете варить столько, сколько хотите, т.к. на вас не висят регулярные расходы на содержание пивоварни. Можете сварить партию, через пару месяцев ещё.
Минусы
Высокая стоимость продукта. В среднем, «за работу» пивоварни берут 50 рублей. Плюс сырьё, налоги и акциз. Получается, по любому, дороже, чем пиво напрямую от пивоварни, т.к. тут ещё и ваш интерес должен быть заложен.
Не обязательность регулярных варок. Это как плюс, так и минус. Вы зависите от пивоварни. Представьте, ваше пиво понравилось, продажи пошли, а пивоварня, в самый сезон, говорит – извини, у нас сейчас нет мощностей. Можно конечно заранее прописать в договоре требуемый объём, но тогда плюс из пункта №3, превращается в минус. Вы должны, хотите или нет, выбирать этот объём.
Не всегда возможно сварить требуемый объём.Тоже, что и в предыдущем пункте. Надо больший, объём, а его нет. Есть заказ на семь тонн, а пивоварня может вам сварить только две, т.к. под вас выделили один танк.
Не всегда возможен 100% контроль качества. Это не ваша пивоварня и находиться там постоянно, вы не сможете. Возможен только контроль «критических» точек. Какими бы не были у вас отношения с пивоварней, вы пришлый, а если таких как вы ещё десять, то относиться к вашему пива «как к своему», вряд ли кто будет.
Не всегда возможны эксперименты. Эксперименты, это риск. К примеру, делать «кисляк» на бретах, большинство пивоварен вам не позволит. Тоже и с добавками. А ну как фильтр забьёшь?! Оно надо?!
Схемы контрактных варок
Теперь разберёмся, как в наших условиях варит частная пивоварня. Ведь, как уже сказал, аренда оборудования для изготовления алкогольной продукции, у нас запрещена. Какой есть выход?
Вы являетесь оптовиком, выкупающим пиво у производителя.
Регистрируете ООО, снимаете склад, подключаете ЕГАИС для оптовиков, берёте бухгалтера. Короче, все радости и плюшки российского пивного бизнеса. ИП торговать оптом могут, но тут постоянно идёт возня за запрет и лучше всё же сразу ООО делать.
— Промежуточное звено, на которое ложится НДС и прочее. Опять про удорожание пива. Можно применить УСН, но всё равно, производитель вам будет отгружать с НДС, который вы возьмёте на себя и не сможете его вставить покупателю. В любом случае, вы являетесь промежуточным звеном, а не первичным.
– Нужно сразу выкупить весь объём пива. Это затраты и сроки хранения. То о чём говорил в «минусах». Сварили. Положили к себе на склад. Пытаемся реализовать. Заморозка денег. Можно конечно договориться производителем на отсрочку, но как правило, практикуют полный выкуп пива.
+ После выкупа, вы сами устанавливаете цену и распоряжаетесь пивом. С другой стороны в этом есть и плюс. После того, как вы становитесь владельцем пива, вправе устанавливать на него любые цены, причём оперативно. Кому-то скидку, кому-то бесплатную кегу, а с кого-то по максимуму взять. А бывает по другому? Бывает. Сейчас объясню.
Другой вариант «контрактного пивоварения». Вы официально являетесь торговым агентом продающим пиво производителя.
Либо, производитель платит вам «роялти» за торговую марку. Типа по лицензии производит. Такой вариант интересен как при маленьких объёмах, так и при очень больших. При маленьких, меньше волокиты. К примеру, вы сварили 500 литров и договорились с баром или магазином на его продажу. Получили от производителя вою долю, как торговый агент. Минимум бумаг, нет промежуточного звена. Либо, вы крутой, известный пивовар и ваше пиво хочет варить и продавать большой завод. Понятно, что ни у одного контрактника нет денег на варку 100-200 тонн и тем более возможностей его реализовать.
Работать по такой схеме могут далеко не все. У вас должны быть хорошие связи с производителем. С человеком со стороны, так работать никто не будет.
– Пиво фактически принадлежит производителю. Отсюда все минусы.
– Вы не можете оперативно играть с ценами. Устанавливается какая-то базовая цена и одному дать одну цену, а другому другую, вы не можете. По крайне мере быстро.
– Вы не можете влиять на логистику. У производителя могут быть (и скорей всего есть) условия доставки. Например, меньше трёх кег не везут. Или по времени ограничения. Для вас исключений делать не будут.
+ Нет промежуточного звена. Меньше стоимость продукта. Конечно, ваш интерес заложен в стоимость пива, но нет дополнительных расходов на содержание отдельной структуры, да и отсутствие лишнего звена между производителем и конечным реализатором, играет в плюс.
+ Полное доверие между производителем и заказчиком. Я бы отнёс это к плюсам, ведь доверие, это хорошо. А доверие должно быть не только в том, что ваше пиво будут делать «как для себя». Сложно проконтролировать объём. Вдруг, производитель выпускает ваше пиво и в «третью смену», что бы не платить вам лишнего?
+ Производитель так же рискует в случае брака или отсутствия продаж. Тоже к вопросу доверия и обоюдной выгоды в работе. Производитель заинтересован в хорошем пиве и в хороших продажах.
Некоторые советы тем, кто хочет податься в контрактные пивовары.
Не стоит затевать контрактную варку, если вам некуда продать пиво. Бегать и всем предлагать, когда пиво уже стоит на складе, теряет свой вкус и потихоньку проедает ваши деньги (аренда склада) не самый правильный вариант.
Если у вас есть бар или магазин, контрактное пиво не принесёт вам дополнительных денег, если продавать его только через ваши точки. В любом варианте «контрактного пивоварения», пиво от производителя будет дешевле. Вы ничего не выгадаете в деньгах, продавая своё пиво. Другое дело, что сможете развить свой бренд и в дальнейшем, имея у себя гарантированный пролив, начать поставлять пиво в другие магазины или бары, таким образом получая дополнительную прибыль.
Риски в контрактном пивоварении, по отношению к вложенным деньгам выше, чем у «реальных». Риски по отношению к вложенным деньгам, а не к сумме. Если в пивоварню вложены к примеру двадцать миллионов, то в случае неудачной варки или брака, пивоварня теряет по сути только стоимость сырья и затраты на производство, что по отношению к этим двадцати миллионам, совсем немного. В случае контрактной варки и её неудачи, либо неудачи с продажами, вы потеряете все деньги вложенные в это пиво. Не двадцать миллионов, но скорей всего, раз вы подались в контрактники, у вас их нет, а те же сто тысяч будут ощутимой потерей.