Белорусских автопроизводителей хотят выжить с российского рынка

ebcd5ca883749f2deaea2d9e82cfb666

Россия и Казахстан предложили отменить исключительные экспортные льготы для зарубежных автоконцернов, которые ведут сборку в свободных экономических зонах (СЭЗ) в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Для остальных промсборщиков экспорт в страны ЕАЭС доступен лишь при высокой локализации, но для СЭЗ такого требования нет. Против этого Беларусь, которая активно зовет в свои СЭЗ инвесторов, привлекая их таможенными льготами. Эксперты не исключают, что отмена преференций приведет к пересмотру планов иностранных автоконцернов по развитию производств в Беларуси, пишет “Коммерсантъ”.

Автозаводы, работающие в СЭЗ стран ЕАЭС (РФ, Казахстан, Беларусь, Киргизия, Армения), могут лишиться права беспошлинного экспорта по территории союза, сообщили “Ъ” в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Сейчас право на свободный экспорт есть только у производителей, которые работают по соглашениям о промсборке, при этом уровень локализации производства должен достигать 30%, а с июля 2018 года — 50%. Но для резидентов СЭЗ такие требования не действуют, и в сентябре с предложением выравнять условия выступили Россия и Казахстан. Для машин, не соответствующих условиям локализации, проект документа, разработанный ЕЭК, предусматривает экспортные квоты, размер которых будут определять государства.

По данным ЕЭК, Армения и Киргизия одобрили идею, но Беларусь в рабочем режиме сообщила, что ее не поддерживает. В комиссии пояснили, что решение рассмотрят на заседании совета ЕЭК на уровне вице-премьеров 2 декабря, при согласовании вопрос будет вынесен на высший совет ЕАЭС в конце декабря.
В минпромторгах Белоруссии и РФ на запросы “Ъ” не ответили. В Минэкономики РФ инициативу поддерживают, но “при условии защиты своих интересов”. Источники “Ъ” в отрасли сходятся в том, что “выравнивание условий — правильная идея” и в целом инициатива “необходима” для защиты внутреннего рынка. В “Соллерсе” полагают, что нужно вводить единые критерии уровня локализации для всех автоконцернов, которые хотят экспортировать внутри ЕАЭС. В компании также настаивают на ужесточении административных мер: если на рынок попала машина, не соответствующая критериям, необходимо ввести “доплаты компенсационных пошлин”.

Сейчас в России отдельными льготами по беспошлинному экспорту внутри ЕАЭС обладает калининградский “Автотор” (выпускает Kia, Hyundai, BMW), но он потеряет их в апреле 2016 года. Режим свободной торговли для завода будет закрыт: уровень локализации — в среднем 18-25%. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, поясняет, что казахская, белорусская и российская сборка в СЭЗ не включает требований по локализации и предусматривает бессрочный период крупноузловой сборки (SKD).

В Казахстане производители попадают под требования свободного экспорта, поясняют в ЕЭК (на “Азия Авто” собирают Chevrolet, Kia, Lada и Skoda, на “Агромашхолдинге” — SsangYong и Peugeot).

Источник “Ъ” замечает, что “наибольшей проблемой” для российского рынка является экспорт из Беларуси. Белорусско-китайское СП “БелДжи” собирает Geely с 2013 года, до 2014-го включительно выпущено 10 тыс. машин, из которых 7 тыс. пошли на экспорт. В этом году из Беларуси поставлено в Россию порядка 2 тыс. Geely. У “БелДжи” нет необходимой локализации, но страны договорились о квоте — не более 10 тыс. машин Geely в год на рынок России. Поставки невелики, но на фоне падающего спроса и такие объемы могут быть чувствительны для местных производителей. Кроме того, в мае в СЭЗ начато строительство нового завода для Geely мощностью 60 тыс. машин в год, который введут к 2017 году (китайцы собираются довести локализацию до 30%, а к июлю 2018 года — до 50%). За январь–октябрь продажи Geely в РФ упали на 35%, до 9,5 тыс. машин, но это второй по продажам в России китайский бренд.

Также в Беларуси с 2014 года “Юнисон” собирает Peugeot и Citroen, за январь–сентябрь в стране продано около 50 Citroen и 300 Peugeot местной сборки, сообщал глава предприятия Дмитрий Егоров. В PSA Peugeot Citroen сообщили, что не готовы обсуждать перспективы бизнеса в Беларуси, и отметили, что выпускаемая там продукция реализуется на внутреннем рынке.

Кроме того, в июле General Motors подписала соглашение с “Юнисоном” об SKD-сборке Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe для рынка РФ. В GM на запрос “Ъ” не ответили. Управляющий партнер EURussia Partners Иван Бончев полагает, что если решение ЕАЭС вступит в силу, то концерны могут пересмотреть планы по развитию в Беларуси, поскольку им придется наращивать уровень локализации. Владимир Беспалов из “ВТБ Капитала” признает, что, если решение не принять, для производителей РФ появится “потенциальная угроза”: производства в Беларуси и Казахстане нацелены на Россию, а эти внутренние рынки малы.

Источник: avto.ej.by