Железнодорожные вагоны применяются для перевозки людей, грузов, различных материалов и животных. Вне зависимости от их типа состоят они из кузовной, ходовой части, ударно-тягового оборудования и тормозной системы. Разберем подробнее основные части ж/д вагонов.
Кузов
Кузовная часть необходима для перевозки различных товаров, продукции, материалов. Особенности конструкции зависит от модели вагона. К основным вариантам относят цистерны, платформы, хопперы, думпкары и т.д.
Так, кузов пассажирских моделей выполнен из рамы, боковых, торцевых стенок, пола, крыши, дверей и окон. Внутри они оборудованы для комфортной поездки людей, такое оборудование для ж д вагонов должно быть на уровне. В них предусмотрены системы отопления и водоснабжения, создана комфортная вентиляции и проведено освещение. Предусмотрены диваны или сидячие места, багажные полки.
Грузовые кузовные части открытого типа состоят из рамы с настилом. Закрытые грузовые модели могут иметь слой теплоизоляции для поддержания нужного температурного режима.
Конструкция кузова хоппера имеет наклонные торцевые стенки. Это необходимо для саморазгрузки сыпучих материалов через нижнюю часть бункера. А думпкары оснащены механизмом наклона, позволяющим разгружать вагон при помощи опрокидывания кузова.
Ходовые части
Это своеобразные кузовные опоры. Они служат направляющими для передвижения по рельсовому полотну и обеспечивают плавность, равномерность хода. Состоят они из следующих элементов:
Тележка, колеса парные, оси, буксы, рессорные подвески.
Рамы боковые, балки надрессорные, рычажная передача (тормоз).
Система гашения колебаний, поводки тележек и другие части.
Комплектация ходовых элементов зависит от модели подвижного состава. Так, поводки тележечные есть в пассажирских моделях. А в грузовых – дополнительные оси для повышения грузоподъемности.
Ударно-тяговые устройства
Без этих приборов невозможно сцепление единиц железнодорожного состава между собой и их крепления к локомотиву. Ударно-тяговые устройства передают силу тяги от «головы» к вагонам, а также смягчают удары при ускорении или уменьшении скорости локомотива.
На составах в РФ и СНГ в роли ударно-тяговых приспособлений используют автосцепное устройство, размещенное в консольной части рамы.