Мы все хотим хорошо жить. И особую роль в представлении россиян о хорошей жизни занимает хороший автомобиль.
Стремление обладать престижным автомобилем в России уже давно достигло масштабов иррациональности и, даже, экзистенциальности.
– Иногда навязчивая идея продать Тойоту, чтобы купить Лексус, достигает высот шизофрении. Кто-то может себе это позволить, но многие россияне охотно суют голову в кредитную петлю ради автообновки, даже не имея достаточных доходов. В 2014 году объем действующих автокредитов в России составляет 1,5 трлн. руб. (или – свыше 25 млрд.долларов) из которых 60 млрд. руб. россияне вообще не могли вернуть банкам.
– По данным ФТС Россия импортирует в год иномарок на 15 млрд.долларов. Но эти цифры скрывают истинные объемы. Напрямую за рубежом закуплено только 700 тысяч новых машин, а еще 1 млн.300 тысяч иномарок были собраны в России. Так что доходы иностранных автоконцернов от продажи в России иномарок в 2014 году составляют примерно 43 млрд.долл.
– Но! Еще больше Россия зависит от продажи автозапчастей, узлов и агрегатов, которые в последние два года прочно вышли на перовое место среди статей импорта, обогнав собственно закупку новых автомобилей. Причем затраты на закупку запчастей снизить невозможно – машины стареют и ломаются и запчасти им нужны всегда.
– Основную часть национальных доходов от продажи газа и нефти мы расходуем именно на покупку автомобилей и запчастей. Можно сказать, что полтора десятилетия сытости и стабильности россияне обменяли на новую машину.
– Для сравнения: на импорт одежды, обуви, продуктов питания и медикаментов Россия тратит в разы меньше чем на покупку машин и запчастей.
– Для сравнения, также, – весь рынок наркоторговли в России приносит дилерам около 8 млрд. долларов в год.
– Разумеется, наркомания вреднее, чем автомобилемания, в год от последствий наркомании умирает 70 тысяч россиян. Мощные моторы на плохих дорогах убивают в год «только» 27 тысяч человек, причем в этой цифре есть пешеходы и владельцы отечественного «автохлама».
Россия слишком сильно зависит от цен на иномарки и от цен на запасные части к автомобилям. И эта зависимость стала экзистенциальной (смысловой) для очень многих. Она сильнее, чем зависимость от цен на нефть. Ведь вопрос о том, сколько стоит нефть для россиян абстрактный, а вот вопрос о том – сколько стоит запчасть к своей мечте – вполне реальный.
Сергей Исрапилов
Источник: