На памяти моего знакомого деда Семёна кто только не объявлял борьбу с пьянством: и коммунисты, и демократы, и патриоты, и вятский губернатор Никита Юрьевич. Всякий раз пьянство побеждало.
Дед Семён никогда и ни в чём не перечил власти, но как только власть начинала вводить запреты на продажу алкогольных напитков, он доставал флягу для бражного настоя и чистил самогонный аппарат. “Как бы не ввели “сухого закона”, – единственно тревожился он. И сам же себя успокаивал: “Не введут. Стабильность не вечна, опять выйдет кризис…”. По его народной примете в торговле водкой тем больше свободы, чем хуже дела в экономике. “Захотят удержаться у власти, дадут слабину…”, – рассуждает он.
Предлагаю проследить историю взаимоотношений современного Российского государства с винокуренной отраслью.
Винные отделы первыми, задолго до «Наших» и «Единой России», стали использовать патриотическую карту. Рассматривая этикетки затейливых бутылок, нельзя было не испытать чувство гордости и определенное эстетическое удовольствие: «Князь Игорь», «Пётр Первый», «Кутузов», «Владимирский лось». Если даже скрывавшаяся в них гадость была разбавленной, густая примесь сивушных масел доставляла полноценный похмельный синдром.
После дефолта, нанесшего удар по национальному самолюбию, началась краеведческая стадия отечественного винопития. Отсутствие производств, стагнация сельского хозяйства, невыплаты зарплат и пенсий заставляли местные власти уповать на спиртоводочные и пивоваренные заводы собственных территорий, как главный источник бюджета. Происходило возвращение к «Истокам», «Родниковой воде», «Чистой слезе», «Зову предков», которые в умилительных репортажах расписывали местные СМИ, продвигая «качественную продукцию». Выставочные залы были отданы под экспозиции вин, сувенирные магазины разливали настойки в матрёшек, встречать гостей стали хлебом, солью и водкой.
Уход Ельцина, известного своей однозначной позицией к напитку Менделеева, ободрил пивных королей. Рекламную кампанию пива по напору и мощи можно было сравнить лишь с агитационной кампанией 1996 года, когда рейтинг абсолютно непопулярного лидера возрос в десятки раз за несколько месяцев. Чему ж удивляться, когда за несколько лет такой пропаганды в пользу пива поверили и старики, и женщины, и дети. Причём, наиболее востребованным сортом стало пастеризованное «Крепкое». Напиться с него можно было дёшево и быстро, поэтому мало кого смущало, что пиво не может быть 10% крепости, если его не разбавить спиртом с биохимзавода.
С укреплением позиций Путина несколько лет назад алкоголь вдруг попал в опалу. Была ограничена реклама, места продажи, началось разведение понятий «здоровый образ жизни» и «очищенный спирт». Засучив рукава, “суверенная демократия”, стала требовать от народа трезвости и вставлять всяческие препоны любителям “остограмиться”.
Как было понять этакий крутой разворот? Неужели он объясним альтруистической заботой о заблудшем электорате? Это при наших-то зарплатах, позволявших иметь единственное развлечение – выпить с друзьями? Сомнительно. Скорее, здесь видна логика хозяина, следящего за своей скотиной. Да, он может над ней покуражиться, может её похлестать. Однако, если не доить и не стричь, дохода он не получит. Пьяный российский налогоплательщик часто не хочет и не может работать на износ, не приносит ожидаемые прибыли. В пошатнувшемся здоровье работника затаилась угроза благополучию владельцев дворцов и яхт”.
Прошло несколько лет, и в развитии вино-водочной сферы наступила новая стадия. Дед Семён оказался прав. Когда санкции и нефтяные цены подкосили бюджет, назойливая забота о здоровье граждан была без церемоний отброшена. Так, в конце ноября 2015г. депутаты Законодательного собрания Кировской области приняли закон, который меняет время продажи алкоголя по выходным и праздничным дням. До этого момента по воскресеньям горячительное можно было купить только до 17.00. Теперь же приобрести его можно будет до 22.00 часов в любой день недели. Одновременно депутаты областного центра сократили минимально разрешённое расстояние от школ, детских садов, учреждений культуры и спорта до кафе, баров, столовых со смехотворных 30 до ещё более смехотворных 20 метров, до закусочных – со 150 до тех же 20 метров. Что уж не до метра, господа?
Между тем благотворное влияние введённых ранее ограничений бесспорно. В регионе, традиционно входящем в число самых пьющих в России, по сообщению Кировстата, в 2014 году стали употреблять алкоголя в пересчете на чистый спирт на 0,9 литра меньше, чем в 2013 году (8,2 литра против 9,3). При этом статистика Роспотребнадзора говорит о снижении количества отравлений от суррогатов.
Здесь позволю себе отступление, чтобы пояснить наглядным примером, чем бывают продиктованы нелогичные, на первый взгляд, решения. Председатель одного из лучших сельскохозяйственных предприятий области рассказал, что летом столкнулся со следующей проблемой. Дойное стадо давало 16 тонн молока в сутки, которые без перебоев поставлялись на молочный комбинат. Неожиданно покупатель (фактически монополист) заявил, что со следующего дня будет приобретать только 12 тонн. Четыре тонны продукта отныне приходилось сквашивать, а правлению – решать, что делать дальше. Пускать скот под нож? Нет, стали сознательно ухудшать рацион, постепенно снизив производство до необходимых 12 тонн, но сохранив поголовье.
Вот точно также в кризис от рабочей силы стопроцентная отдача не нужна: идут сокращения, рост безработицы, неполной занятости, уменьшаются реальные доходы… Стимулирование труда на износ не требуется, можно передохнуть, расслабиться, выпить. Поддерживать правительство, так сказать, навеселе. Лишь с началом неизбежного подъёма в условиях циклического развития капиталистической экономики (пусть это случится не скоро) следует ждать нового обращения к теме государственной заботы о здоровом образе жизни. Потом снова грядут ограничения и запреты. Никак не раньше.
Игорь Олин
Источник: