Вечером 4 декабря Госдума приняла закон о федеральном бюджете на 2016 год. Расходы на здравоохранение сократятся на 8% по сравнению с 2015 годом (с 532,6 млрд руб. до 490,6 млрд руб.). Однако Минздрав РФ продолжает уверять, что качество медпомощи при этом не только не ухудшится, но по ряду направлений даже улучшится. Так, финансирование высокотехнологичной медицинской помощи обещают увеличить на 14,6 млрд руб. Проверить степень выполнения обещания можно будет только одним способом – если Минздрав раскроек информацию и разместит отчеты об исполнении бюджета на своем сайте.
Слово «если» использовано здесь не случайно. В начале прошлого, 2014-го, года отчет по деятельности ведомства не появлялся очень долго. На вопрос, заданный тогда представителями деловых СМИ, в Минздраве ответили так: «Вот сейчас новый сайт запустим и начнем». Сайт действительно скоро заработал, но отчеты все равно не появились.
27 мая нынешнего года члены Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, президент «Русфонда» Лев Амбиндер и доцент Высшей школы экономики Анита Соболева направили в Минздрав аналитическую записку о проблемах в сфере соблюдения прав граждан на охрану здоровья. В записке среди прочего говорилось, что отчеты об исполнении госбюджета в здравоохранении так и не опубликованы на сайте Минздрава. Тем самым не исполняется закон (№8-ФЗ) и постановление правительства от 2009 года, по которым все государственные органы обязаны ежеквартально отчитываться об исполнении бюджета у себя на сайтах.
Прошло целых два месяца, прежде чем сотрудники Вероники Скворцовой отреагировали на запрос. В письме от 31 июля 2015 года заместитель министра Татьяна Яковлева предложила отчетностью считать доклад Минздрава на заседании Общественного совета, позабыв, правда, упомянуть о том, что данная информация в сети Интернет размещена не была. Кроме того, госпожа Яковлева упоминает ежеквартальные отчеты о реализации госпрограммы «Развитие здравоохранения» на сайте министерства. Но отчет о программе был только годовой и без постатейных данных об использовании средств.
Тогда, сообщает «Коммерсантъ», 2 сентября Лев Амбиндер обратился в Тверскую межрайонную прокуратуру Москвы с просьбой привлечь причастных должностных лиц Минздрава к ответственности по статье 13.27. КоАП РФ «Нарушение требований к организации доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и ее размещению в сети интернет». Прокуратура перенаправила письмо в Минздрав, и 29 октября в «Русфонд» пришел ответ от директора департамента учетной политики и контроля Надежды Саволайнен. Она отвергает все претензии и указывает ссылку на сайт Минздрава с ежеквартальными отчетами об исполнении бюджета за 2015 год. Материалы якобы опубликованы еще 12 января в 10:18.
Однако сотрудники фонда, использовав сервис хранения исторических копий веб-страниц, обнаружили, что отчетов на этой странице не было даже в апреле, не говоря уж о январе.
О чем же сам отчет? Это информация об исполнении части бюджета на 2015 год (306,76 млрд руб. из 532,6). Из отчета неясно, куда именно шли средства. Вот одна из позиций: «увеличение стоимости материальных запасов». Предусмотрено на год 44,1 млрд руб. К 1 октября исполнено 23,49%. Что имеется в виду? По коду бюджетной классификации удается понять, что речь о программе «Семь нозологий» (обеспечение лекарственными препаратами пациентов с наиболее высокозатратными заболеваниями: гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей, рассеянный склероз, трансплантация органов и/или тканей). Зачем Минздраву скрывать название программы в отчете о расходах? Может быть, дело в том, что бюджет программы за девять месяцев освоен только на 23,49%? В то время как министр Вероника Скворцова заявила, что «существенно увеличилось количество людей, которые входят в федеральный регистр для лекарственного обеспечения по семи высокозатратным нозологиям», и бюджет на программу должен быть увеличен (телеканал «Россия-24», программа «Мнение» от 8.07.2015). Концы с концами не сходятся.
Кстати, в этом же интервью Скворцова отмечает, что сфера здравоохранения стала «самой открытой» и это «самое важное из того, что произошло за последние годы». Правда, верится в это с трудом.
Кстати, «Русфонд» не впервые обращает внимание на странные и ничем не объяснимые несоответствия между плановыми показателями и реальным уровнем их выполнением со стороны Минздрава. А ведь за цифрами стоят живые люди, точнее, помощь, которую им должны и могли оказать, но – не оказали.
Так, например, на протяжении нескольких лет Минздрав хронически не выполнял показатели по финансированию лечения россиян за рубежом. Причины невыполнения стране были не известны. И именно тогда руководитель «Русфонда» впервые поднял вопрос о публикации отчетов ведомства, которые оно по каким-то причинам не спешило выносить на суд общественности.
По информации «Русфонда», в 2011–2012 годах Минздрав тратил на эту статью по 100 млн рублей при бюджетных обязательствах в 177 млн. И в 2013 году за 11 месяцев использовано лишь 50 из 177 млн рублей.
«Была ли это министерская инициатива или казна хронически недодает Минздраву денег? Неизвестно. Таким вопросом никто не задается, потому что Минздрав не публикует отчеты об исполнении бюджета, – обрисовывал тогда ситуацию Лев Амбиндер. – А должен: закон (N8-ФЗ) и постановление правительства от 2009 года обязывают его ежеквартально отчитываться у себя на сайтах».
По словам Льва Амбиндера, за три года министерство оплатило лечение за рубежом только 19 больным. При этом 202 детям, которым оказал помощь «Русфонд» в 2013 году, врачи в федеральных клиниках на словах советовали ехать за рубеж, но на руки выдавали бумагу с рекомендацией еще понаблюдаться. В 2013 году «Русфонд» с помощью СМИ собрали 586 млн руб. для зарубежных клиник для этих 202 детей.
Кстати, все в том же 2013-м году Минздрав собирался выстроить «эффективную архитектуру взаимодействия с «Русфондом»». Возможно, что-то для сотрудничества с этой крупнейшей благотворительной организацией и было сделано, это сейчас не главное. Главное – другое. То, что, при каждодневном понижении доступности медпомощи в стране, Минздрав не готов признавать ошибки и недоработки, которые он из года в год не способен исправить. Зато готов утаивать информацию от россиян, прибегая к не самым приличным методам.
Константин Громов
Источник: