Социальные сети с негодованием восприняли сообщение о жалобе на то, что в Эрмитаже выставлены обнаженные скульптуры.
Как известно, Государственный Эрмитаж получил официальную жалобу о негативном влиянии обнаженных скульптур на несовершеннолетних посетителей, сообщил генеральный директор музея Михаил Пиотровский. «У нас очень большая интерактивность — нам много пишут, на нас много жалуются, и иногда очень агрессивно. Но есть важные предложения и требования, которые надо иметь в виду на будущее. Когда-то я смеялся, когда нам говорили: соберите все ваши обнаженные скульптуры… в одну комнату и повесьте знак «18+», чтобы детей наших не развращать. (Но) это уже официальная жалоба, которая нам пришла из официальных органов, и мы на это отвечаем», — рассказал он журналистам. Директор Эрмитажа не уточнил, из какого именно ведомства поступила жалоба.
Это сообщение не прошло мимо социальных сетей. Блогеры напомнили о том, что такого рода кампании время от времени возникают. Причем не только в последнее время, а и на протяжении многих веков.
Искусствовед Галина Ельшевская привела в пример одну из последних:
«Лет семь назад Роскомнадзор уже выступал с этой инициативой, но трусы на Давида тогда надеть не вышло. Вообще это все, надеюсь, из серии, “съесть-то он съест, да кто ж ему даст”, и воспламеняются они как-то по графику.
Библиограф Наталия Венёвцева свидетельствует: «радетели нравственности» вовсю плодятся в социальных сетях на правах «любителей искусства»:
«А что удивляться? В ФБ есть группа “Сокровища мировой живописи”.Я туда случайно попала и очень сожалею,ибо комментарии там совершенно невозможные. Так вот, среди комментаторов стали появляться личности, которых обнажённая натура страшно возмущает,они считают её порнографией. Видимо этих личностей скопилось достаточно, потому что админы ФБ потребовали обнажённые фигуры показывать только по пояс,ни в коем случае не ниже. Первым пострадал Боттичелли. Его Венеру хорошенько урезали. Зато нравственность ничья не пострадала…»
Забавный пример из далекого прошлого привела блогер Кристина Потупчик:
«Вспоминаю историю 2018 года, когда обнажённые скульптуры в новосибирском ВУЗе завернули в шторы, чтобы не смущать священников, которые в гости пришли.
А много раньше Папа Иннокентий X (существует его знаменитый портрет работы Веласкеса) носился с молотом по папскому дворцу и отстукивал античным статуям причиндалы. Где-то, видимо, в Ватикане лежит судочек с бесценными писюнами.
Впрочем, от статуй и их красоты действительно есть вред: Рёскин, например, так восхищался античными скульптурами и обнажёнкой, что когда увидел, что его раздетая в первую брачную ночь викторианская жена на стандарт античный не тянет (волосня, всякое такое) так растерялся, что не консумировал брак. Много лет. Так и развелись они…»
А вот что думала по этому поводу Анна Ахматова. Ее слова привела в своей книге «Записки об Анне Ахматовой» Лидия Чуковская:
«Старый лицемер немедленно вскарабкался на высокие моральные позиции: «У меня сын 14 лет, очень чистый мальчик. И я не уверен, что ему следует показывать Дрезденскую». Таково отношение к искусству воинствующего и правительствующего мещанства… Я ждала гнева Анны Андреевны, и гнев разразился… «Я уверена, что этот чистый мальчик с пятилетнего возраста слышит один только мат, — сказала она. — А что же нам делать с Эрмитажем? Рембрандт, Рубенс, Тициан?.. Ведь туда на экскурсии толпами водят этих чистых мальчиков с утра до вечера! А Русский музей? «Фрина» Семирадского? А греки, которые богов своих изображали нагими?.. Считать наготу непристойной — вот это и есть похабство». Она с брезгливостью повела плечами…»