Творческому долголетию, разнообразию репертуара, а главное, огромной популярности Муслима Магомаева могут позавидовать не только отечественные, но и мировые звезды. Он пел на сцене Ла-Скала и в военном ансамбле, был непременным участником ‘Голубых огоньков’ и торжественных концертов во Дворце съезда, его именем названа малая планета, а миллионы девушек бесконечно крутили пластинки с ‘Мелодией’, ‘Королевой красоты’, ‘Нам не жить друг без друга’ и раскупали фотографии черноглазого и стильного красавца. Однако жизнь песенного кумира была далеко не безоблачной – он рос без отца и долгие годы был в разлуке с матерью, а многочисленные награды не уберегли его от опалы.
Муслим Магомаев появился на свет в многонациональном Баку, в числе его предков были турки, адыгейцы, татары, чеченцы, русские – сам же он всю жизнь называл себя азербайджанцем. Дед Муслима, передавший ему свое имя, будучи сыном кузнеца, самостоятельно освоил игру на нескольких музыкальных инструментах, получил педагогическое и музыкальное образование, и стал профессиональным музыкантом, а впоследствии – первым азербайджанским оперным композитором. Оба сына Магомаева также отличались прекрасными музыкальными способностями, но старший, Джамал, работал инженером, а младший, Магомет – театральным художником. Женой Магомета стала театральная актриса Айшет, выступавшая под псевдонимом Кинжалова. С началом войны Магомет добровольцем ушел на фронт, и погиб незадолго до окончания войны. Муслим–младший родился 17 августа 1942 года, и долгое время не знал о гибели отца. После войны Айшет захотела продолжить сценическую карьеру, при этом ребенка было решено оставить в Баку. Будущий знаменитый певец рос в семье дяди Джамала, который преподал ему первые уроки игры на фортепиано, а присматривавшая за малышом няня Груня рассказывала ему русские сказки и даже водила в православную церковь. Однако главной в жизни Муслима стала музыка – с трех лет он мог подобрать мелодию, а в пять создал свое первое сочинение, которое впоследствии было переработано в песню ‘Соловьиный час’. В семь лет мальчик стал учеником специализированной школы при Бакинской консерватории, где уже через год солировал в хоре. Однако вокального отделения в школе не было, и Муслим изучал фортепиано и основы композиции.
В 1951 году Айшет Кинжалова, работавшая в драмтеатре Вышнего Волочка, забрала сына к себе. Он стал посещать местную музыкальную школу, очень увлекся атмосферой театра и даже вместе с товарищами организовал собственный кукольный театр. Однако мать вскоре поняла, что условия жизни и образование в Вышнем Волочке, не настолько хороши, как в Баку, к тому же она собралась повторно выйти замуж. Муслим вернулся в родной город, продолжил занятия в специализированной школе, а все свое свободное время посвящал прослушиванию пластинок с оперными ариями знаменитых исполнителей, которые коллекционировал еще его дед, и просмотру музыкальных фильмов. Соседом Магомаевых по дому был знаменитый певец Бюльбюль, с сыном которого, Поладом, ставшим впоследствии известным певцом, Муслим подружился на всю жизнь. Для занятий вокалом Муслима прикрепили к педагогу консерватории, а впоследствии он перевелся в музыкальное училище. Вокальный дебют знаменитого певца состоялся в 15 лет – вопреки запретам педагогов и семьи, опасавшихся за неокончательно сформировавшийся голос. Однако все прошло прекрасно, и с 1961 года молодой человек стал солистом в Бакинском военном Ансамбле песни и пляски, затем перешел работать в Грозненскую фил
армонию. К этому времени он уже был женат на своей однокурснице Офелии и ожидал рождения дочки Марины. При подготовке фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки Магомаев был отобран среди региональных исполнителей и направлен в Москву, где подготовил концертную программу. Исполнение ‘Бухенвальдского набата’ принесло ему звание не только лауреата фестиваля, но и народного артиста, молодой певец выступал на центральном телевидении, в Кремлевском дворце и Концертном зале Чайковского. В 1963 году Муслим Магомаев некоторое время работал в Бакинском оперном театре, однако, как он сам признавался, рамки оперного спектакля были ему тяжелы. Зато эстрадные концерты с его участием собирали толпы зрителей, а исполнение оперных арий, итальянских песен, шлягеров Бабаджаняна вызывало их неизменный восторг. Тем не менее, в 1964-65 годах певец проходил стажировку в Ла-Скала, вместе с Марией Биешу участвовал в гастрольных постановках ‘Севильского цирюльника’ и ‘Тоски’, хотя и отверг предложение о переходе в труппу Большого театра. В 1966 году Магомаев в составе концертной группы пел в парижской ‘Олимпии’, и получил предложение о заключении годичного контракта, однако не встретил поддержки в Министерстве культуры. Ситуация усугубилась еще и тем, что по просьбе Ростовской филармонии Магомаев провел сверхплановую концертную программу на стадионе города. Вполне законно оформленный и полученный гонорар был сочтен финансовым нарушением и стал поводом для открытия против певца дела о хищениях. В это время Магомаев находился в Париже, и представители эмиграции предложили ему остаться. Однако певец возвратился в Москву, прошел через долгие разбирательства и лишение возможности выступать везде, кроме Азербайджана. Опала была снята только через два года по личной просьбе Антропова, желавшего видеть певца на юбилейном концерте своего ведомства. После этого Муслим Магомаев принимал участие в песенных и музыкальных фестивалях за рубежом (Сопот – 1 премия, Канны – ‘Золотой диск’), стал народным артистом СССР, затем создателем и художественным руководителем эстрадно-симфонического оркестра Азербайджана, с которым много гастролировал по стране и за рубежом. В 1972 году Муслим Магомаев вступил во второй брак с известной певицей Тамарой Синявской, и они часто концертировали вместе. Репертуар певца включал более 600 произведений, он стал автором 20 песен, вел телевизионные передачи о знаменитых певцах, особенно о своем кумире Марио Ланца.
В 1998 году Магомаев прекратил концертную деятельность, причиной чему была ишемическая болезнь сердца, усугублявшаяся его страстью к курению. Он стал активным участником социальных сетей, увлекся живописью, продолжал писать музыку. Знаменитый певец ушел из жизни в Москве, 25 октября 2008 года, и был похоронен в Баку, рядом с дедом, на Почетной аллее захоронения.
Андрей Пуминов
Источник: