Интересно, кто-нибудь задумывался о том, как и откуда появились привычные нам предметы? Те, которые окружают нас каждый день. Да и не целый день – хотя бы утром? Вы встаете, чистите зубы. А что вы знаете о предметах, которые вас окружают? Зеркало, мыло, щетка? А что вы знаете про тюбик зубной пасты?
До XIX века полусонных горожан утром встречал зубной порошок в пакетиках. Сам по себе зубной порошок не слишком полезен – портит десны, но, к тому же, пакетики постоянно рассыпались.
Идея заменить порошок на пасту пришла нью-йорскому предпренимателю Уильяму Колгейту. Да, тому самому. В 1806 году он создал компанию, названную его именем. Изначально компания производила крахмал, свечи и мыло.
Уильям и придумал делать жидкий зубной порошок в стеклянных баночках. Идея успеха не имела.
Если пакетики просто рассыпались, то хрупкое стекло, из которого были сделаны баночки, вдобавок разбивались. Мало кому хотелось начинать день с порезов.
Особенно неудобство упаковок не нравилось Вашингтону Шеффилду, работавшему дантистом в Нью-Лондоне. Вашнгтон заметил, что его знакомый художник хранит краски в оловянных трубочках. Дантист решил приспособить трубочки к другому полезному делу – хранению зубных паст. Так и появился первый тюбик зубной пасты.
Вскоре Шеффилд организовал производство зубной пасты в тюбиках. Однако, увы, не додумался его запотентовать. Чем воспользовался дальновидный Уильям Колгейт, не страдающий коммерческой честностью. Он быстро оформил патент на себя. Так что теперь Шеффилду ничего не мог предъявить своему конкуренту.
В 1892 году фирма Colgate представила на рынок раскладной тюбик, а в 1984 – тюбик с насосной подачей. Примерно такой используют и сегодня во всем мире.
Дальше менялся только материал упаковки. Сначала вместо олова стали использовать алюминий, а затем пластик.
В СССР долго преобладал зубной порошок в пластмассовых коробочках. Появление зубной пасты в тюбиках в 50 ых годах не сместило его с полок магазинов.
Отдельно стоит упомянуть про диаметр отверстия тюбика. А он тоже не случаен.
Как-то член совета директоров компании Colgate спросил первого встречного сотрудника на производстве: «Как увеличить продажи на 20%?». Вопрос был риторический, но ответ оказался гениально простым: «Увеличьте диаметр горлышка тюбика на 20%».
Видимо, идея понравилась руководству. Действительно, увеличение горлышка ускорило расход зубной пасты с двух недель до одной. В итоге доходы фирмы возросли на 20 %. А, соответственно, возросли и наши расходы.