Смотри и не подражай! Антиалкогольный бунт на премии «Оскар»

Смотри и не подражай! Антиалкогольный бунт на премии «Оскар»

93-я премия американской киноакадемии «Оскар» объявила список 11 фильмов – претендентов на статуэтку.  25 апреля будут объявлены победители.

Уже сегодня ясно, что без наград не останутся картины, выдвинутые в нескольких номинациях – «Манк» Дэвида Финчера, «Еще по одной» Томаса Винтерберга, «Девушка, подающая надежды» Эмиральды Феннелл, «Соединенные штаты Америки против Билли Холидей» Ли Дэниелса. Красной нитью в фильмах-лидерах прослеживает тема алкоголизма и бунта личности против системы. Причем каждая вторая картина из короткого списка номинантов сочетает в себе проблемы тотального пьянства и осознанной борьбы с той или иной формой несправедливости и беззакония.

 

Смотри и не подражай! Антиалкогольный бунт на премии «Оскар»

Кадр из фильма Дэвида Финчера “Манк”.

Герой фильма «Манк» (10 номинаций) – обладатель премии «Оскар» за сценарий фильма Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» Херман Манкевич. «Гражданин Кейн» на протяжении многих десятилетий признается «лучшим фильмом всех времен и народов». Алкогольной зависимости Манка, от которой он не очень хотел избавляться, посвящена черно-белая картина Дэвида Финчера. Алкоголь убивает Манка, но не его талант. Под действием «зеленого змия» Манк иронизирует еще более остро, едко и беспощадно. Он издевается даже над Хемингуэем, который учит новичков, как и о чем писать, жестокой фразой «Я не знаю такого писателя».

Манк никому не рассказывает о своих подвигах, хотя, по словам его стенографистки, «спасал людей от гонений фашистской Германии», а был этаким чудаком, который много знает, понимает, чувствует, но по большому счету сделать ничего не может. Он – в ловушке своего порока, а не хозяин свой жизни. Но у Манка есть человеческое преимущество – и перед миллиардером Кейном, и перед Орсоном Уэллсом (все они – герои «Манка») в том, что сценарист никого не использует, не губит, не эксплуатирует. Манк отстаивает только единственное право – на свое авторство сценария фильма «Гражданин Кейн» (Орсон Уэллс доказывал, что он сам все написал и сам снял). Манк не приходит за своей статуэткой «Оскара» в 1942 году, потому что она не была его целью. Он красиво победил ненавистный ему Голливуд, не став его винтиком. «Он – хороший человек, а то, что он пьет, – его личное дело» – такой вердикт вынесла ему стенографистка, а вместе с ней Дэвид Финчер. Гэри Олдман создает образ невероятно яркого, талантливого, умного, смелого, честного человека, который не мог смотреть на этот мир трезвыми глазами.

 

Смотри и не подражай! Антиалкогольный бунт на премии «Оскар»

Кадр из фильма “Девушка, подающая надежды”

Главная героиня фильма «Соединенные Штаты против Билли Холидей» очень любила аристократичную, грациозную кинозвезду Билли Дав, которую, кстати, хорошо знал Херман Манкевич, и взяла ее имя в качестве сценического псевдонима. Билли прожила еще более короткую жизнь, чем Манкевич, – всего 44 года, умерла от лошадиной дозы наркотиков и алкоголя, и стала первой темнокожей «леди Дей». Алкоголь и героин нанесли огромный вред голосу Билли, лишив его нежности, силы, красоты. Невероятно красивая, умная, дерзкая, отважная Билли из-за цвета кожи была более уязвима, чем живущий примерно в это же время и в этой же Америке Херман Манкевич. Ее сажали в тюрьму за наркотики, издевались, не разрешали выступать. Власть США била по ее больному месту, не считаясь с ее талантом, полом. Каждое унижение, которому подвергалась Билли, вызывало в ней желание напиться и забыться. Билли Холидей играет современная певица Андра Дэй, и за эту роль она номинирована на премию «Оскар» (Андра Дэй уже получила «Золотой глобус» за роль в этой картине).

Британская кинозвезда, обладатель самых престижных кинопремий Кэри Маллиган в дебютном фильме Эмиральды Феннелл «Девушка, подающая надежды» играет молодую женщину Кассандру, которая притворяется мертвецки пьяной для того, чтобы в очередной раз убедиться в природной жестокости человека, наделенного силой и властью. Она хотела быть врачом, училась в лицее, но после того, как ее товарищи надругались над ее подругой, когда та первый и последний раз в жизни напилась, все бросила и пропала.

Кассандра копит в себе силы для того, чтобы отомстить всем, кто так или иначе виновен в смерти ее подруги. Причастных оказывается так много, что она полностью разочаровывается в людях, и жертвует собой ради того, чтобы выявить и наказать подонка. Кассандра доказывает, что тот, кто однажды совершил насилие, сделает это еще раз. Фильм «Девушка, подающая надежды» еще о том, что только очень редкие люди не воспользуются слабостью другого, чтобы не нанести ему удар. Каждый или пнет лежачего, или пройдет мимо. Только единицы будут бороться за восстановление справедливости. Людям нет дела до других, даже самых близких, – и в этом весь ужас современного мира. Кассандра доказывает, что «один в поле воин», но ценой своей жизни. Без слез смотреть на убийство главной героини невозможно. Она – самая лучшая, идеальная, прекрасная, и глубоко несчастная в нашем мире зла и насилия. Если про Билли Холидей можно сказать: «Да, ее жаль, но во многом она сама виновата», то Кассандра виновата только в том, что не смирилась с насилием и смертью близкой подруги.

 

Смотри и не подражай! Антиалкогольный бунт на премии «Оскар»

Кадр из фильма “Еще по одной” Томаса Винтерберга

А вот кто серьезно виноват в смерти своего друга, так это тройка школьных учителей из Копенгагена – герои фильма Томаса Винтерберга «Еще по одной». Четыре товарища проводили эксперимент по теории ученого и психотерапевта Финна Скэрдеруда о том, что «содержание 0,5 промилле алкоголя в крови помогает человеку повысить эффективность в работе и уровень счастья», а также согласно примеру Эрнеста Хемингуэйя, который не пил после 8 вечера, чтобы утром, на свежую голову, писать. Учителя пошли на это ради друга Мартина, который стал таким скучным, таким правильным, что на его уроках истории старшеклассники засыпали, а жена завела любовника. Мартин под действием алкоголя стал любимцем школы, а его друг, учитель физкультуры, превратился в алкоголика и погиб. Быстро и страшно.

 

 

Смотри и не подражай! Антиалкогольный бунт на премии «Оскар»

Мадс Миккельсен в фильме “Еще по одной” номинирован на Оскар “за мужскую роль”

А ведь учитель физкультуры по человеческим качествам был самым лучшим из четверки. Создание фильма сопровождалось личной трагедией режиссера – разбилась его родная дочь Ида, которая рассказала ему тему фильма – о выпивках в старших классах ее школы, и ей он посвятил картину. Сьемки уроков истории в фильме проходили в том классе, где училась Ида, с ее друзьями. Режиссер в своей картине показывает, как взрослые не только подают детям плохой пример, употребляя алкоголь в больших количествах, но и невольно сами дают первый глоток ребенку. Жена Мартина выносит вердикт учителям-пьяницам: «Проблема не в тебе, а в том, что вся наша страна спивается». Режиссер фильма «Еще по одной» тонко и точно показывает процесс превращения трезвого человека в пьяного, заставляя зрителя быть не только свидетелем, но и участником этого исследования. Невольно каждый вспомнит, когда он первый раз напился и потерял контроль над своим поведением, когда это увидел его ребенок. Исполнитель роли Мартина Мадс Миккельсен номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль, а Томас Винтерберг за режиссуру. Любопытно, что американский фильм «Манк» о 40-х годах прошлого века созвучен датскому фильму о нашем времени. Любопытно, в обеих картинах фигурирует Эрнест Хемингуэй как жертва алкогольной зависимости. В честь Хэма во всем мире названы бары, коктейли, а сам он считал пьянство – огромной бедой и позором:

«Пьяница — это гаже всего. Вор, когда он не ворует, — человек как человек. Мошенник не станет обманывать своих. Убийца придёт домой и вымоет руки. Но пьяница смердит и блюёт в собственной постели и сжигает себе всё нутро спиртом.» (из романа «По ком звонит колокол»).

 

Мнение кинокритика Антона Долина:

– «Манк» Финчера — лидер по количеству номинаций (их десять), что и неудивительно. На фоне скромных и чаще всего независимых картин его фильм оказался воплощением всего великолепия, боли и славы Голливуда, как золотого века, так и нынешнего. Это может оказаться и основной его проблемой. Кинематограф и зритель ищут созвучий с сегодняшней ситуацией, а вечные вопросы Финчера на этом фоне могут показаться несвоевременными и даже несущественными.

Несомненно, дурной знак — то, что собственно сценарий «Манка», написанный отцом режиссера, покойным Джеком Финчером, о судьбе сценариста Германа Манкевича (и завершающийся, напомним, его триумфом на «Оскарах»), номинацией не отмечен. Из этого, конечно, не следует, что «Манк» пролетит мимо наград: как минимум у Аманды Сайфред вполне реальные шансы получить статуэтку за изумительную роль Мэрион Дэвис. Да и вообще нелишне вспомнить историческую любовь Американской академии к «кино про кино», что дает «Манку» некоторую надежду на призы.