В гардеробе музея оставили картину известного художника

77285a15580af3fab9d84d5157d9564b

Работники Музея истории Екатеринбурга до сих пор не могут поверить своему счастью. Четвертого января, когда учреждение было на заслуженных выходных, сюда пришла некая пожилая женщина с массивным свертком под мышкой. Узнав, что никого из научных сотрудников нет, дама просто отсавила “посылку” в гардеробе и ушла, пишет “Комсомольская правда-Екатеринбург”.

Там и простоял подарок, пока не наступили трудовые будни, и сотрудники не изучили содержимое свертка. Выяснилось, что внутри – ценная картина. Работа голландского художника, жившего сто лет назад, за чьи полотна коллекционеры всего мира до сих пор бьются в крупнейших аукционных домах.

– Это голландский пейзаж художника Николаса Брюйнстейна (Nicolaas Bruijnesteijn, – Ред.). Здесь изображен канал и церковь, вероятнее всего протестантская, – рассказал “КП-Екатеринбург” Сергей Скробов, хранитель Музея истории Екатеринбурга. – Николас был художником-самоучкой. Он родился в семье банкиров, но его дедушка, тоже банкир, любил рисовать, и от него талант передался внуку.

Отучившись в школе искусств в Амстердаме, художник попал в армию. Это случилось во время Первой мировой войны. Правда, Николасу Брюйнстейну повезло. Голландия сохраняла нейтралитет, поэтому вместо сражений выходец из семьи банкиров рисовал пейзажи. Одним из них и стала эта картина.

– В 1917-м году его демобилизовали, и он кому-то продал эту картину, – добавляет хранитель музея. – Она оказалась в Германии, ей сделали богатую немецкую раму. А сам художник поступил в Академию художеств города Брюгге. Затем он стал рисовать натюрморты, которые до сих пор пользуются большой популярностью. Например, их продают через аукционный дом Кристис.

Пейзаж с церковью тем временем осел в гостиной одной германской семьи. Там картина провисела до конца Великой Отечественной войны.

– В записке, которую оставила с картиной неизвестная женщина, говорится, что в 1945-м году один из советских солдат нашел это полотно в Германии в богатом доме и увез, как трофей, на Урал, – говорит Сергей Скробов. – Кстати, обычно картины, когда увозили, предварительно вынимали из рам. А здесь солдат взял все вместе: и дорогую немецкую раму, и даже оригинальное стекло, и подлинную веревочку на раме. Долгое время картина висела в квартире советского солдата. А теперь его потомки решили отдать ее в дар нам, о чем и сказали в записке.

Причем, по всей видимости, желание было настолько сильное, что родственница фронтовика не захотела ждать окончания новогодних каникул.

Любопытная деталь: после революции 1917 года картин голландских художников в российские музеи практически не поступало. Советские власти считали дурным тоном покупать живопись, поэтому голландских художников XX века не найти даже в Эрмитаже.

– Если эту картину когда-нибудь захотят увидеть в Европе, тогда министерство культуры будет ее оценивать, чтобы определить страховую стоимость. Пока же мы не знаем, сколько она стоит. На учет поставили, и достаточно, – добавляют в музее. – А на показ первый раз выставим полотно 4 июня в День дарителя музея.

Данил Свечков

Источник: ural.kp.ru