Рынок услуг пестрит предложениями по созданию сайтов. «Быстро, качественно, красиво! А самое главное – по доступной цене!» Предложений много, если не сказать, что очень много для одного отдельно взятого потенциального клиента. Если вы – тот самый клиент, то наверняка уже успели схватиться за голову и не знаете, какую веб-студию выбрать. Тем более что советов по выбору едва ли меньше самих предложений.
Свою точку зрения на основные вопросы, возникающие при выборе веб-студий, высказал Олег Сомов, эксперт, директор по маркетингу компании «Дефи».
Олег Анатольевич, с чего надо начинать создание сайта?
Если позволите, я отвечу аналогией. Создание веб-сайта можно сравнить со строительством гостиницы. Сначала вы решаете, что это будет за гостиница и каких клиентов вы желаете видеть в номерах. Гостиница может быть курортной. Это может быть бизнес-отель или отель-казино. В конце концов она может быть ведомственной и принимать только партнеров вашей компании. То есть начинать надо с определения целей создания (или изменения) сайта и определения «лица потенциального клиента». Я намеренно не говорю «посетителя», поскольку в 99% случаев заказчика сайта не интересуют посетители (а тем более первые места в поисковиках), хотя он часто так думает. На самом деле, любую коммерческую организацию интересуют прежде всего клиенты. И сто посетителей, половина из которых сделала заказ, значительно лучше тысячи, которая просто посмотрела сайт и сказала: «Какая прелесть».
Сайт – неотъемлемая часть системы продаж компании, и если его оторвать, то эффективность его будет снижена в несколько раз. Значит, и начать поиск исполнителя необходимо с определения целей и задач сайта. Лучше всего совместно с потенциальными исполнителями в качестве консультантов. И проанализировав успешность взаимодействия исполнителя на этом, самом первом, этапе, можно достаточно точно спрогнозировать успешность работы в будущем. Создать сайт помогут студии вебкам в Новосибирске.
Но ведь фирма, создающая сайт, не может разбираться в бизнесе заказчика. Как оценить взаимодействие веб–дизайнеров исполнителя с маркетологами заказчика?
Хотелось бы отметить, что создатели сайта – это не только веб-дизайнеры. Продолжая аналогию со строительством, в строительстве гостиницы помимо дизайнеров участвуют архитекторы, маркетологи, специалисты по гостиничному бизнесу и т.д. Фирма, создающая сайт, обязательно имеет различных специалистов и вникает в бизнес-процессы заказчика, разумеется, только касающиеся непосредственно продаж и взаимодействия с клиентами. И совместными с заказчиком усилиями определяет цели сайта.
Если на предварительном этапе исполнитель не привлекает различных специалистов, то от его услуг лучше отказаться?
Все зависит от потребностей заказчика, наличия у него собственного отдела маркетинга и привычных схем работы с исполнителями. Каждая фирма работает в своей нише и эффективна в ней. Если вам нужно построить сарайчик для хранения инструмента на даче 6 соток, то привлекать строительного монстра неэффективно. Точно так же, как и заказывать строительство небоскреба «бригадиру гастарбайтеров Мише».
То есть, если заказчику нужен сайт–визитка, то его можно сделать в небольшой компании, а если интернет-магазин – то в крупной?
Понятие «сайт-визитка» ни о чем, кроме того, что основное назначение сайта – дать основную информацию о компании, не говорит. Точно так же, как «интернет-магазин» говорит только о том, что там что-то продают.
Следует ориентироваться на уровень заказчика. Уровень, предъявляемый заказчиком, должен соответствовать уровню, обеспечиваемому исполнителем. Конечно, если фирма никогда не делала сайты крупным компаниям, вовсе не означает, что она не сможет сделать. Но заказчик должен определиться, готов ли он быть «первопроходцем». Что касается размера – это в IT-области не показатель. Есть небольшие фирмы, работающие на очень высоком уровне, а есть крупные компании, работающие «на поток». Лучше всего ориентироваться по выполненным проектам и стилю работы. Первые же беседы с потенциальным исполнителем покажут, насколько заказчику будет с ним комфортно работать.
Некоторые компании обещают сайт дешево и через неделю. Чем это плохо?
Если вам обещают за неделю построить дом – разве это плохо? Просто от «дома за неделю» вы многого не ждете. Не ждите многого и от такого сайта. Чем плох дом по типовому проекту, построенный из готовых модулей? Если говорить в целом, то ничем. Он может быть плох для конкретного заказчика или конкретных условий. В основе таких сайтов лежат готовые шаблоны – картинки, подготовленные для выкладывания в интернет. Представьте, вам нужен портрет. Вы покупаете репродукцию Моны Лизы и зовете мастера вставить его в раму и повесить. Но при этом говорите: «Замените лицо на мое, одежду посовременнее, а рукой я хочу делать так, как будто машу». Вам не кажется это странным? С шаблонами то же самое. Это законченная работа. Дизайнер сделал картинку, но если в ней поменять размер шрифта, количество пунктов меню, заменить логотип, да даже просто выложить реальный текст – картинка перестанет быть законченной. И для исправления вам придется звать не мастера, который картину вставит в раму, а художника. Но на это уже не хватит бюджета, и уж точно результат, если бы художник просто рисовал ваш портрет, был бы лучше.
Ну и, разумеется, ни о каком серьезном вникании в ваши бизнес-процессы и реальные потребности ваших клиентов в этом случае и речи не идет.
А как относиться к универсальным системам управления сайтами? Это хорошо или плохо?
Универсальная система управления – это стандартный набор модулей и управляющих элементов, которые фирма-разработчик сайта собирает и адаптирует под задачи заказчика. То есть, по сути, строит панельный дом. Это не хорошо и не плохо, но заказчику придется забыть про свободную планировку и персональные размеры. Зато строителям проще. Каждая отдельно взятая стена будет прямой. А вот насколько хорошо блоки установит конкретный исполнитель – зависит от его опыта и подхода к работе. Ну и от качества панелей, разумеется, в частности, наличия в них скрытых дефектов. Все мы очень хорошо знаем, какие щели бывают в панельных домах.
Сколько стоит сделать хороший сайт? На какие цены ориентироваться при определении уровня компаний–исполнителей?
А сколько стоит построить хороший дом? Ну примерно? С сайтами еще запущеннее. Уровень цен определяется не поставщиками, а заказчиками. Крупная компания не будет рассматривать предложения «сайт за 20 тысяч», а только что созданная парикмахерская не будет рассматривать предложения за сотни тысяч рублей. Хотя внешне готовые сайты могут быть похожи. Просто к работе с крупной компанией будут привлечены большие ресурсы, будет дольше оттачиваться каждый элемент сайта, тестироваться его работа и тому подобное.
Ориентиры, конечно, есть, но цена, к сожалению или к счастью, не определяет качество. То есть «дороже» в области создания сайтов вовсе не означает «качественнее». Студенты, «программирующие» сайты, видят статью, в которой фирма пишет «средняя цена сайта у нас 150–200 тысяч рублей», и говорят: «Чем мы хуже?». В результате заказчик за вполне ощутимые деньги получает мертворожденный проект.
Справедливости ради надо заметить, что и обратная ситуация нередко встречается: за 20–30 тысяч рублей можно получить вполне достойный результат. Что можно предложить для примерной оценки исполнителя? Поговорите с исполнителем, оцените его подход, насколько он заинтересован в развитии вашего бизнеса, а не создании вам сайта, какие вопросы он задает, о чем говорит и что предлагает. Если вам интересно именно увеличение количества клиентов, то и диалог, как правило, строится вокруг этого: кто ваши клиенты, почему они о вас еще не знают, как их можно привлечь на сайт, чем заинтересовать, как убедить и пр. И уже исходя из этого обсуждается структура сайта, меню, содержание информации и т.д.
Если же вам говорят о разрешении сайта, платформе, счетчиках, шрифтах, какую картинку поместить на главную – возможно, стоит повнимательнее отнестись к проектам, реализованным этим исполнителем. Кстати, идея позвонить паре компаний из портфолио и узнать впечатления от работы с этим исполнителем может оказаться не такой плохой.
Вы говорите об увеличении количества клиентов, но об этом обычно говорят, когда речь идет о раскрутке сайта.
Об этом как раз в первую очередь говорят при создании сайта. Гостиницу изначально надо строить в таком месте и такую, чтобы она приносила прибыль. В первую очередь необходимо правильно позиционировать сайт и построить его в связи с потребностями клиентов заказчика. Повторюсь, клиентов заказчика, а не самого заказчика. Как бы странно это ни звучало. Иначе потом приходится слышать: «интернет не работает», «от сайта толку ноль» и так далее. А все дело в том, что при создании сайта задумывались не о том, каких клиентов на нем ждут и что с ними будут делать, а о том, какое цветовое сочетание нравится генеральному директору заказчика.
«Раскрутка» (хотя мне больше нравится слово «продвижение») — это способ привлечь посетителей на сайт. Но эти посетители должны стать покупателями. И путь от посетителя до покупателя должен быть очевидным и простым.
Надо ли при создании сайта выбирать ту же фирму, которая будет его потом продвигать?
Дело в том, что от занимающихся продвижением можно услышать «ваш сайт нельзя продвинуть, потому что он плохо сделан». И, к сожалению, часто это действительно так. По крайней мере, если «нельзя» заменить на «трудно» или «дорого». Если же фирма сама делала сайт и сама его продвигает, то и претензии предъявить она может только себе. Но в общем случае связывать создание и продвижение вовсе необязательно.