Главы пяти регионов предложили правительству ввести понятие Большой Северный морской путь — от Петербурга до Владивостока — и разработать план его развития. Ожидается, что это поможет развитию грузопотока вдоль северных границ России, а в перспективе может стать альтернативой маршруту через Суэцкий канал.
Экологи в развитии коротких арктических морских каналов тоже видят плюсы: это позволит сократить количество парниковых газов на 25% в сравнении с транспортировкой грузов по тому же Суэцкому каналу. В комментарии для радио Sputnik руководитель секции «Экология и охрана окружающей среды» экспертного совета Комитета СФ по АПК и природопользованию, председатель правления АНО «Равноправие» Наталья Соколова отметила: главное – экологическая безопасность. Необходимо учитывать, насколько грамотно будут выполняться требования при эксплуатации морских судов.
«Нужно предусматривать четкие планы ликвидации аварийных нефтеразливов. Все корабли должны быть обеспечены специальными боновыми заграждениями, чтобы можно замкнуть в кольцо нефтепродукты. Должны быть сорбенты в большом количестве», – добавила эколог Соколова.
Если по Севморпути будет ходить больше кораблей на газомоторном топливе, при аварии они минимально будут воздействовать на водные объекты по сравнению с нефтяными разливами, которые приводят к гибели флоры и фауны морей. Конечно, это не исключит аварийный фактор на судах, но снизит негативное воздействие на окружающую среду.
На вопрос, сократится ли углеродный след, Наталья ответила: «Если мы говорим о сокращении пути и движении товаров, то цифры реальные. Если будет дополнительное распоряжение правительства, что около 50% кораблей должны перейти на газомоторное топливо, то углеродный след сократится минимум в три раза».
Также эксперт АНО «Равноправие» считает: при проектировании морских путей в Арктике необходимо учитывать пути миграции морских млекопитающих. Чтобы было минимальное воздействие на китов, косаток, дельфинов и других морских обитателей, которые так чувствительны к звукам.