При всей эффективности нового вида военного снаряжения, у него пока слишком много проблем, чтобы начать использовать в бою.
Военно-морской спецназ Нидерландов впервые применил на учениях так называемый «реактивный ранец». В ходе тренировочного «освобождения захваченного пиратами судна» спецназовец смог взлететь с моторной лодки, перелететь на судно, принять участие в операции по освобождению, а затем вернуться обратно тем же путем. Все это заснято на видео и показано обывателю в качестве передового решения в области развития военной техники. И на первый взгляд это, действительно, так…
Но давайте не будем спешить с выводами. Прежде всего, отметим – реактивные ранцы, как способ индивидуального передвижения, с момента своего появления действительно совершили большой качественный скачок. Если первые версии этого агрегата позволяли провести в воздухе не больше 30 секунд, и использовались просто как демонстраторы, то представленная голландцами новинка может похвастаться примерно десятью минутами работы – прогресс, конечно, колоссальный.
Также обратим внимание на изменение одного из главных принципов управления – если раньше конструкторы шли по пути создания очень сложных устройств, способных обеспечить за счет одного двигателя и подъем, и прямолинейное движение, то сейчас они пришли к довольно простой и интуитивно понятной схеме, а именно выносу вспомогательных двигателей на руки оператора. Таким образом, можно не только более эффективно обеспечивать устойчивость и маневренность реактивного ранца вместе с его носителем, но и значительно упростить систему, отказавшись от различных интеллектуальных систем управления тягой и тому подобного. И действительно, теперь проблема устойчивости решается всего лишь за счет тренировки «пилота», и хотя она, очевидно, посложнее, чем обучение езде на велосипеде, все-таки это вполне понятный и хорошо прогнозируемый процесс.
Разумеется, все немедленно заговорили о том, что пехота скоро станет на самом деле «летающей». В головах многих людей, в том числе и профильных экспертов, моментально сама собой нарисовалась картинка – подразделения пехоты самостоятельно преодолевают проблемные участки местности, залетают противнику в тыл и сверху расстреливают его из стрелкового оружия. В общем, смерть, спасения нет, мы все умрем….
Видео: SOF Boarding Exercise
На самом деле, соблазн придумать и воплотить в жизнь что-нибудь «эдакое», небывалое и ультимативное, есть у военных любой страны мира. Вон, даже довольно мирная Голландия отличилась. Проблема в том, что эти сладкие грезы о войне будущего с летающими космодесантниками (тут звучит песня незабвенной Саши Кладбище «На мою девушку упал космодесантник», а автор заходится в приступе неистового сарказма) и продвинутой до степени невероятности пехотой моментально разбиваются об утесы простейшего критического анализа, и ничего, похоже, с этим сделать нельзя.
Хотя для начала все-таки согласимся с тем, что почти во всех серьезных армиях мира есть устойчивый тренд на превращение пехоты во все более вооруженный и самостоятельный род войск. Причем, да, именно в индивидуальном порядке, без придания пехотным частям отдельных специализированных подразделений. Например, ответом на развитие бронетехники стало появление гранатометов и безоткатных орудий. Угрозу с воздуха постарались купировать с помощью ПЗРК. Более того, на данный момент речь идет о создании сверхмалых разведывательных беспилотников для индивидуального использования. Казалось бы, в этот тренд отлично укладывается и появление индивидуальных средств полета. А первый, кто решит эту задачу, должен подбрасывать в воздух чепчики…
Проблема в том, что на данный момент она не решена даже близко, а летающий спецназовец из голландского ролика обозначил лишь некие потенциальные возможности, до воплощения которых в жизнь еще очень и очень далеко. В нынешнем виде данная модель абсолютно небоеспособна, и сейчас мы попробуем понять, почему.
Прежде всего, как обычно, «следите за руками». Да, на этот раз в прямом смысле. Система, использующая двигатели, размещенные буквально «на перчатках», предполагает, что пилот реактивного ранца должен подчинить каждое движение рук обеспечению устойчивости и удержанию равновесия. А как же стрелять, спросите вы? А никто пока этого не знает, потому что выбор «стрелять или держаться в воздухе» в данном случае принципиален.
Более того, просто удержание стрелкового оружия в данном случае становится проблемой – ладони должны быть свободны, чтобы менять режимы полета, «поддавать газку» и так далее, так уж устроен это jetpack и такова плата за простоту и рациональность. А если конструкторам удастся как-то решить эту проблему, вспоминаем об отдаче. И это очень серьезно – например, использование скорострельных авиационных пушек может резко затормозить летящий истребитель или штурмовик, настолько сильна в некоторых случаях отдача. «Так то авиационная пушка», скажете вы. Все верно, но ведь и пехотинец, даже в обвесе, не реактивный самолет, летящий со скоростью под тысячу километров в час. Поэтому просто поверьте, стрельба из пистолета-пулемета может в данном случае стать огромной проблемой для пилота джетпака – это и потеря скорости, и закручивание в полете. Ну а про точность такой стрельбы и говорить пока не приходится – разброс в десятки метров на сотню почти гарантирован.
То есть, мечты о том, как «крылатые пехотинцы» будут с воздуха расстреливать супостатов нам пока совершенно точно нужно оставить. Но если бы только это…
Реактивные двигатели, даже относительно маломощные, являются весьма интенсивным источником теплового излучения. Да и шумят они так, что услышать можно за километры. То есть, ни о какой скрытной переброске личного состава в тыл противнику при нынешнем развитии технологий и речи быть не может – современный прибор ночного видения в разы, как минимум, дешевле летающего ранца, и применяется уже повсеместно. Добавим к этому прицелы, в том числе и снайперские, способные работать в инфракрасном диапазоне, и получится, что рота таких реактивных пехотинцев легко будет расстреляна взводом обычных современных солдатиков. На марше, так сказать. Без малейшего сопротивления. Светятся, как лампочки, и умирают, как голуби под дробовиком.
А если так, смысл этой дорогостоящей новации теряется совершенно. То есть, она годится для чего угодно, но не для боевого применения в войсках. Возможно, при соответствующем желании и упорстве мы смогли бы найти им применение в армии, но как-то очень и очень скромно все это пока выглядит. Транспортировка раненых со сложных участков местности, например, со склонов год? Да, может быть. Экстренный выход разведгруппы с территории противника, когда её обнаружили, окружили и только заброшенный самолетом или беспилотником джетпак может оставить шанс на спасение? Ну, для крайних случаев, наверное, это можно считать годным вариантом.
Все остальное, если мы говорим именно о применении в армии, выглядит как-то сомнительно, поскольку почти всегда можно заменить это экзотическое пока средство передвижением чем-то более адекватным. Например, разрабатываемые сейчас транспортные квадрокоптеры вполне могут эвакуировать раненного с поля боя, если рельеф местности позволяет. Они же могут доставить на передовую боеприпасы, продукты, медикаменты и так далее. Про разведку и говорить нечего – тут беспилотник на несколько порядков лучше. Любую поддержку с воздуха передовым частям гораздо эффективнее окажет боевой вертолет, и так далее…
Разумеется, можно допустить (хотя и с некоторым трудом), что в обозримом будущем указанные проблемы как-то удастся решить. Например, новая система управления освободит руки оператора, другие двигатели будут не так заметны в инфракрасном диапазоне, а вместо традиционных автоматов и пулеметов получится вооружить летающих пехотинцев чем-то более подходящим, типа реактивных гранатометов малого калибра и т.п. Но в таком случае остается вопрос – а сколько будет стоить такое вооружение? Ведь даже современные воздушно-десантные войска не могут заменить пехоту именно из-за цены вопроса – по меткому выражению одного из военных, зачем в железобетоне золотая арматура?
Да, в том-то и дело, что пехотные подразделения – самый массовый вид войск. И мы должны отдавать себе отчет в том, что оснастить летающими ранцами сотни тысяч бойцов, научить их пользоваться данным средством передвижения, вооружить соответствующим образом и т.д. не сможет, наверное, ни одна страна в мире. А уж на данный момент, до решения указанных выше проблем, вряд ли кто-то будет даже думать об этом…
Наверное, это направление деятельности все-таки нуждается в некоторых исследованиях. В гражданской сфере возможных применений у реактивных ранцев гораздо больше, это видно даже без глубокого анализа. Почти наверняка можно сказать, что они будут очень востребованы у спасателей, особенно, в горной местности. Да и экстремальный туризм не обойдет стороной эту новинку. Некоторые виды работ, которые сейчас выполняются промышленными альпинистами, тоже, вероятно, можно будет выполнять с помощью джетпака.
Отдельно стоить вопрос возможного применения реактивных ранцев спецслужбами, особенно, антитеррористическими подразделениями. Пока трудно сказать, что именно они могут придумать и как станут использовать их, но тут важно, чтобы сама возможность была всегда. А там уже, как говорится, по ситуации.
Ну а в остальном, наверное, нам не стоит бежать впереди паровоза и вестись на красивые презентации. Просто помните о том, что в реальной ситуации, действуя против реальных, а не вымышленных террористов, голландский спецназовец был бы наверняка убит. И скорее всего, первым…
Материалы по теме:
Трансгендерам вновь разрешили служить в армии США
Российская армия создаст первое подразделение с ударными боевыми роботами
Украина опровергла возможность наступления своей армии на Донбасс