Растения впервые вырастили в лунном грунте, доставленном на Землю астронавтами Apollo

Ученые впервые вырастили арабидопсис в лунной почве, собранной во время высадки американских астронавтов на Луну. Растениям такая почва мало подходит — они испытывают стресс и могут стать пурпурными после того, как изначально выглядели зелеными, — однако все еще могут прорастать в лунном реголите, пускать в него корни, проращивать листья, увеличиваться в размерах и потенциально быть съедобными — таков результат эксперимента, проведенного исследователями из Флоридского университета, которые посадили семена в образцы лунной породы и пыли, доставленные полвека назад астронавтами Apollo, и написали по его результатам статью, опубликованную в журнале Nature Communications Biology.

В эксперименте использовались семена быстрорастущего сорного цветкового растения Arabidopsis thaliana — резуховидки Таля, произрастающей на всех континентах, кроме Антарктиды, оно часто служит модельным растением у ботаников. Его геном считается одним из наименьших среди цветковых растений, когда-то он стал первым секвенированным геномом растения.

В образцы почвы, которая хранилась в запечатанном виде в Космическом центре Джонсона NASA в Хьюстоне и никогда не подвергалась воздействию воздуха, жидкой воды или каких-либо земных микроорганизмов, перед посадкой растений впервые была добавлена вода. Грунт оказался чрезвычайно гидрофобным и отталкивал воду, однако исследователи поработали над тем, чтобы постепенно он ее впитал, а затем добавили туда же питательный раствор. На 16-й день эксперимента проявились отличия влияния лунной почвы на высаженные растения. До сих пор реальный лунный реголит в таких экспериментах никогда не использовался, его лишь моделировали на основе вулканических образцов, и растения, выращиваемые в таком искусственном лунном грунте, оказались заметно больше по сравнению с теми, что выращивались в реальном реголите. Последующий анализ показал, что A. thaliana активировал гены стресса, подобно тому, что наблюдается у растений, подвергшихся воздействию особенно суровых условий, таких, например, как выращивание среди солончаков.