“Если сломается нога… не значит, что вас нет”

288bfa99c43688336c05af21d5765718

Кубанские колясочники рассказали КАВПОЛИТу о доступной среде – реальной и «для галочки»

Краснодарские власти регулярно докладывают о работе над «эталонной безбарьерной средой». Действительно, за последние несколько лет в городе появились современные электрические подъемники, трамваи и автобусы с низкой посадкой, у подъездов устанавливают трехскатные пандусы.

Но, признаются сами колясочники, реально доступными остаются только центральные аллеи и улицы, в новых микрорайонах проехать на кресле даже с сопровождающим гораздо сложнее.

КАВПОЛИТ расспросил инвалидов, что мешает и помогает им вести активную жизнь в Краснодаре, как изменилось отношение кубанцев, легко ли колясочнику найти работу и где в краевой столице находится действительно универсальная среда.

«Люди должны привыкнуть и не бояться нас»

– За последние лет пять Краснодар в целом стал более приспособлен для колясочников. По центру можно проехать без проблем.

Больше сложностей с выходом из дома: если инвалид не может спуститься со второго или даже первого этажа из-за нескольких ступенек, безбарьерная среда снаружи ему попросту не нужна. Она должна начинаться в подъезде многоэтажки, добиться ее от ТСЖ или управляющей компании труднее, чем от мэрии на городских улицах, – рассказывает 34-летняя Анастасия Соколова.

Инвалид с рождения, она окончила обычную и музыкальную школы, получила диплом Кубанского государственного университета и сегодня работает психологом, консультируя людей по скайпу.

Моя собеседница считает, что настоящая доступная среда должна быть универсальной для всех – колясочников, молодежи, пенсионеров, людей с ограниченным слухом, мамочек с малышами, прохожих с большим чемоданом. Если же пандус для инвалидов, например, занимает половину тротуара и мешает остальным, об удобной городской среде говорить не приходится.

– Составляющая часть этого – отношение самих людей и государства. В России пока превалирует медицинский подход, вокруг инвалидов пытаются (успешно или нет – другой вопрос) создать определенные условия, загнать в некое ограниченное гетто, в то время как в западных странах отношение социальное: инвалидов не изолируют от общества, а включают в него, делают такими же равными членами, – продолжает психолог. – Есть рыжие, есть близорукие, есть стройные или полные, высокие и низкорослые, а есть колясочники. И воспринимать их нужно как людей со своей особенностью, а не каких-то марсиан.

Противникам – мол, зачем нужны пандусы и тактильная плитка, если колясочник или слепой, может быть, никогда и не появится в этом учреждении? – Анастасия возражает: их не видно на улицах не потому, что колясочников не существует, они просто не могут нормально передвигаться и вынуждены сидеть дома.

– Если у вас сломается нога, и вы не сможете на костылях спуститься с четвертого этажа, это не значит, что вас нет, – улыбается женщина. – Победить стереотип можно, если колясочники и другие инвалиды будут появляться на улицах. Люди должны привыкнуть и не бояться нас. Краснодарцы не агрессивные или злые, они просто не понимают, как общаться с колясочником, не знают, грубо говоря, с какой стороны к нему подойти. Если на улице кто-то предлагает мне помощь, то в 90% случаев в семье этого человека есть инвалиды.

Сама Анастасия ездит на машине, поэтому проблемы с доступной средой у нее точно такие же, как у остальных горожан – перманентные пробки и отсутствие парковок. Признается, что места для инвалидов перед магазинами часто занимают обычные водители, а когда пытается там встать, могут еще и обругать. Один раз даже полицию пришлось вызывать, потому что на колясочницу чуть с кулаками не набросились из-за парковки.

– Если необходимые для комфортной жизни учреждения расположены близко с домом или есть автомобиль, проблем с безбарьерной средой возникнуть не должно. Естественно, лучше всего оборудованы гипермаркеты и торговые центры, они соответствуют европейским стандартам. С уличными кафе в Краснодаре намного сложнее, но найти парочку, в которые свободно заедешь на коляске, можно, – подытожила женщина.

Для тех же, у кого нет личного транспорта, в городе действует социальное «инватакси», возящее инвалидов по низкому тарифу – в несколько раз дешевле обычных перевозчиков. Но заказывать его нужно заранее, чуть ли не за неделю. Так как машин на всех не хватает, социальное такси возит только в случае крайней нужды – в поликлинику, соцзащиту или на почту. За покупками на нем не уедешь.

Работа «за того парня»

Евгений Романенко оказался на инвалидной коляске после тяжелой травмы. Но 27-летний мужчина не опустил руки, не замкнулся в четырех стенах квартиры. Сейчас он занимается тяжелой атлетикой в обычном фитнесс-клубе и работает таксистом.

«Права получил в автошколе для инвалидов уже после травмы. Если честно, устал зависеть от обстоятельств, потому что даже пустяковую поездку сложно организовать: нужен сопровождающий и машина, общественный транспорт пока никак не приспособлен, – рассказывает Евгений КАВПОЛИТу. – Вызывали обычное такси, на месте водители порой или отказывали, потому что кресло не помещалось в багажник, или требовали полуторный тариф.

Получив права, пытался официально устроиться в разные фирмы такси. Везде отказывали по формальной причине – не смогу выйти и положить вещи пассажира в багажник. Это только отговорка, работодатели просто не хотят связываться с инвалидом».

В итоге краснодарец все-таки возит людей, но по документам в фирме числится другой водитель. Свободное время колясочник посвящает спорту. Занимался легкой атлетикой в специализированном клубе для инвалидов «Искра» на городском стадионе «Труд», затем перешел на «железо» – тяжелую атлетику.

Купил недорогой абонемент в обычный фитнес-клуб, другие посетители относятся к нему с пониманием. Рассказывает, что тренажерный зал расположен на четвертом этаже, а лифт часто ломается, и ребята заносят его на руках.

«Если говорить о доступной среде, то Краснодар доступен для колясочников процентов на 20. По центральным улицам и аллеям, в принципе, можно свободно ездить, особенно если ты с сопровождающим, – считает Евгений. – Хорошо оборудованы гипермаркеты – там есть лифты, эскалаторы, туалеты для инвалидов – пожалуй, самая доступная среда во всем городе.

Но порой сталкиваешься и с откровенным очковтирательством. Возле одного из кинотеатров стоит дорогой подъемник для коляски, сколько раз туда ни приезжали, он или не работал, или ключи никак не могли найти. Примерно такая же ситуация с “кнопками вызова” рядом с учреждениями. В августе провели рейд по центру Краснодара, большинство кнопок висят для бутафории, на звонок никто не выходит».

Похожая история с пандусами: по оценке краснодарца, шесть-семь пандусов из десяти не приспособлены для комфортного заезда из-за слишком крутого спуска.

Например, в подземных переходах, где по нормативам наклон должен быть 13 градусов на метр, он чуть ли не в три раза круче – колясочник по нему кубарем скатится. Формально же городские власти отчитались, что условия для безбарьерной среды созданы.

Уточнил, что, имея квартиру в центре Краснодара, в доме-«сталинке», вынужден жить с родными на даче в пригороде. Квартира расположена на третьем этаже, добиться прокладки пандусов практически нереально, пришлось бы каждый раз просить знакомых спускать его и коляску на руках.

– Бывают и забавные случаи. Несколько раз, когда еще тренировался на стадионе «Труд», после занятий вызывал такси – из-за пробок оно долго ехало, я ждал рядом со стадионом. Так вот, прохожие пару раз пытались давать мне милостыню. Из-за большого количества попрошаек на колясках люди воспринимают всех колясочников как нищих, – улыбается мужчина. – На самом деле в Краснодаре очень отзывчивые люди, но не все понимают, как помочь инвалиду. Лично мне удобнее, если остальные будут воспринимать меня как равного, без какой-то жалости.

В новостройку – без доступности

24-летняя Екатерина, попросившая не публиковать фамилию, рассказала КАВПОЛИТу, что живет близко к центральной части города в частном доме, практически вся необходимая инфраструктура является для нее доступной.

– Работаю в медицинской организации, где есть пандусы и лифты, учусь в аспирантуре одного из университетов – в здании по улице Московской все приспособлено, а на улице Красной, когда нужно, с заездом помогают сотрудники, – комментирует девушка. – Краснодар сравнительно хорошо приспособленным для колясочников, а если возникают какие-либо проблемы с передвижением – стараюсь их решать сама.

Остальные собеседники утверждают, что найти работу вне дома – большая удача. Чаще всего инвалиды трудятся дистанционно, например, бухгалтерами, компьютерщиками или фрилансерами, многие пытают удачу в сетевом маркетинге по телефону.

Переехавшая в Краснодар из Ставропольского края около трех лет назад Оксана Туртупиди раньше работала диспетчером такси, на новом месте трудоустроиться не смогла.

– Конечно, Краснодар намного больше, здесь хотя бы на центральных улицах пытаются создавать безбарьерную среду, в Светлограде же ничего не было. Здесь более отзывчивые люди, на улице часто подходят, спрашивают, не нужна ли помощь, – делится 26-летняя собеседница. – В Светлограде я даже в поликлинику не могла попасть из-за отсутствия пандуса, меня завозили через приемный покой.

Правда, на новом месте (Оксана переехала к 31-летнему Валерию, с которым познакомилась через сайт «Одноклассники») молодым приходится нелегко. Хоть и живут они на первом этаже новостройки, выход на улицу преграждают ровно две ступеньки.

Чтобы спуститься, супруги повисают на перилах, затем скатывают коляску и слезают в нее сами. Муж три года переписывается с управляющей компанией и мэрией, прося установить пандус, дело не движется с мертвой точки: чиновники требуют письменного согласия всех жильцов дома, который еще не до конца заселен.

– Я могу проехать по двору и к ближайшему домовому магазину, в целом же микрорайон мне недоступен: какие-то дома достраиваются, поэтому по дороге ездит строительная техника, тротуара нет, – разводит руками Оксана. – В город выбираемся только на машине.

На Ставрополье женщина работала на дому диспетчером такси, принимая заказы по телефону, в Краснодаре везде получает отказ. Официально трудоустроиться она не может из-за нерабочей группы инвалидности, а неофициально ее не берут, компании боятся связываться с колясочником. 

Андрей Кошик

Источник: kavpolit.com