Дымовые трубы промышленного типа используют в качестве средства для отвода в верхние слои атмосферы продуктов горения, а также с целью обеспечения разрежения в агрегатах, работа которых осуществляется на естественной тяге.
Трубы, как правило, сооружают в 20-320 м высотой, при этом конструкции до 80 высотой создают обычно из кирпича, тогда как более высокие делают железобетонными. Исключение составляют трубы, отводящие газ, температура которого превышает 500 градусов. Изготовление дымовых труб такого типа выполняют из кирпича или металла с футеровкой, поскольку обычный бетон для этого не годится, а жаропрочный бетон пока широко не используется.
Промышленные трубы из кирпича
Обычно такие трубы состоят из фундамента, ствола с теплоизоляцией и футеровкой, а также гарнитуры, в которую входят ходовые лестницы или скобы, стяжные кольца (для труб из кирпича), молниезащита и светофорные площадки.
Нижнюю часть ствола трубы 3-8 м высотой называют цоколем, тогда как верхнюю – головкой. Трубы до 50 м высотой не оснащаются светофорными площадками.
Фундамент дымовой промышленной трубы проектируют в форме цилиндра (стакан) или усеченного конуса, опора которого представлена в виде многоугольной или круглой плиты. Плита или стакан, как правило, изготавливаются из железобетона или бетона. У нас можно заказать ремонт железобетонных дымовых труб недорого.
Совет! Железобетонный фундамент обычно выполняют из бетона марки 150 и выше, бетонный – не ниже 100.
Дымовые промышленные трубы устраивают по следующим правилам:
как правило, ствол трубы являет собой усеченный конус, уклон наружных граней которого колеблется в пределах 0,02-0,03. цокольной части ствола обычно придают цилиндрическую форму. невысокие трубы (до 50 м) в некоторых случаях выполняют со стволом цилиндрической формы.
по своей высоте ствол трубы разбит на пояса, толщина стен которых постепенно снижается к верхней точке трубы. от одного пояса к следующему переход осуществляют посредством уступов во внутренней кладке. трубы промышленные дымовые из нормального кирпича чаще всего имеют величину уступов в полкирпича. высота каждого пояса рассчитывается в зависимости от внешних нагрузок и собственной массы.
толщину верхнего пояса при его диаметре до 3 м обычно принимают равной не менее чем в 1 кирпич, если диаметр больше 3 м – от 1,5 кирпича. высота такого пояса при толщине в 1 кирпич не должна быть больше 12 м. промышленные дымовые трубы, высота которых 100 м, в нижней части ствола имеют толщину стен приблизительно 1000 м.
стыковку вертикальной арматуры устраивают методом нахлестки, равной 30 или более диаметрам стержней, подлежащих стыковке. крюки в арматуре загибают под прямым углом, а во время монтажа обращают в сторону внутренней поверхности стволовой части. расположение стыков арматуры устраивают в разбежку – в одном сечении по горизонтали не должно быть расположено более 50% всего количества стыков стержней, идущих по вертикали.
кольцевую арматуру выполняют из сборных стержней 8 мм в диаметре, которые закладывают в горизонтальные швы во время кладки через каждые 4 ряда кирпича по высоте ствола.
футеровка ствола осуществляется по аналогии отдельными поясами, которые опирают на уступы пояса ствола, расположенного ниже. если температура рабочей среды внутри трубы составляет до 300 градусов, между кладкой и футеровкой предусматривают 50 мм зазор, если температура выше 300 градусов, а стены ствола более толстые – между кладкой и футеровкой прокладывают теплоизоляционный слой (обычно из минеральной ваты).
при кладке ствола промышленной дымоходной трубы используют обычный кирпич из глины, прессованной пластичным методом, нормальный либо лекальный, марка которого 100 или выше. кладка ведется на сложном растворе маркой по расчету 25-100. футеровка для температуры в 500 градусов изготавливается также из обычного кирпича: при температуре до 350 с использованием сложного раствора, свыше 350 – шамотно-цементном. если температура превышает 500 градусов, футеровку возводят из шамотного кирпича с применением шамотно-цементного раствора. если в трубах предполагается наличие агрессивных газов, в них дополнительно организовывают антикоррозионную защиту.