Япония стала четвертой страной в мире, овладевшей технологиями “стелс”. Первый прототип самолета-невидимки совершил 22 апреля тестовый полет из аэропорта Нагоя в центральной части страны и долетел до военно-воздушной базы в префектуре Гифу, передает агентство Kyodo. Испытания самолета с названием Advanced Technology Demonstrator X (ATD-X) от Mitsubishi Heavy Industries Ltd. состоялись на год позже, чем было изначально запланировано – задержка была вызвана необходимостью отладки двигателей.
Как отмечает Bloomberg, успешные испытания прошли в то время, когда премьер Синдзо Абэ усиленно работает над укреплением Вооруженных сил Японии. Детище консорциума во главе с Mitsubishi может в перспективе заменить истребители F-2, введенные в эксплуатацию в 2000 году, и составить конкуренцию передовым американским F-22. Правительство изучает отчеты о тестовом полете, чтобы определить перспективы проекта. Не исключено, что к его развитию привлекут зарубежных партнеров.
Если будет принято решение о создании истребителей на основе ATD-X, для них потребуются двигатели, в три раза более мощные, чем у прототипа. Кроме того, необходимо будет решать конструкторские задачи, связанные с оснащением самолета ракетами, отмечается в отчетах о тестовом полете. В ATD-X используются двигатели от IHI Corp., всего на разработку самолета с 2009 года затрачено 366 млн долларов.
Как отмечает сайт “Военные материалы”, по аэродинамической схеме японский самолет похож на карликовый F-22, при этом японцы уверены, что он превзойдет “Раптор”. Разработчики заявляют фантастическую ЭПР – больше, чем у насекомого, и меньше, чем у птицы средних размеров.
Напомним, после того, как в 2012 году Синдзо Абэ во второй раз возглавил правительство Японии, в Токио были приняты исторические решение о наращивании военной мощи. Правительство пересмотрело законодательство, в том числе подход к пониманию Конституции страны, с тем, чтобы снять ограничения на импорт и экспорт вооружений и разрешить японским вооруженным силам участвовать в военных конфликтах за рубежом.
В настоящее время технологиями “стелс”, которые уменьшают видимость самолетов и позволяют выполнять крейсерские полеты на сверхзвуковых скоростях, владеют США, Россия и Китай.
Историю истребителей пятого поколения принято вести с 2005 года, когда были приняты на вооружение F-22 “Раптор” американской Lockheed Martin Corp. В Китае продолжаются испытания J-20 и J-31, а в России серийные поставки ПАК ФА в войска запланированы на 2017 год. Решение по поводу оснащения японской армии самолетами на основе ATD-X должно быть принято до конца 2018 года.