Бей свободную прессу, спасай – кого?
Поляризация политических СМИ в последние годы достигла апогея. С одной стороны, подконтрольные государству печатные и электронные издания, практически всё телевидение и радио вернулись к “лакировке действительности”. С другой, часть относительно небольших, прежде всего либеральных ресурсов превратились в жёстких и непримиримых критиков власти, заостряя внимание на любых её промахах. Недавние скандалы с признанием “Медузы” “иностранным агентом”, уголовным преследованием редакторов студенческого журнала DOXA и главного редактора “Важных историй”, участившимися обысками и арестами журналистов – ознаменовали новое широкомасштабное наступление на оппозиционную прессу.
Пресс-секретарь президента Песков, отвечая на вопрос о судьбе популярной “Медузы”, сказал, что исчезновение одного СМИ не может повлиять на ситуацию на информационном рынке в целом. Так как история никогда и никого ничему не учит, подобную точку зрения разделяет, надо полагать, большинство граждан нашей страны. Во всяком случае лично для меня, человека, интересующегося политической сферой, в своё время довольно чувствительными были потери, связанные с разгромами редакций НТВ (“Итоги” Е.Киселёва; “Куклы” Шендеровича; “Сегодня” с Т.Митковой; “Глас народа” С.Сорокиной; “Намедни” Л.Парфёнова и др.), “Лента.ру”, “Паблик пост”, “Ведомости”… С прекращением трансляций “Евроньюс” на “Культуре” и др., но эти события происходили почти при полном общественном равнодушии. При всём уважении к “Медузе”, “Важным историям”, DOXA и т.п. уровень их известности и влиятельности несопоставим с уже поверженными колоссами.
Так уж повелось в России, что здесь всякая власть боролась с неодобрительными словом. Екатерина Великая швыряла на пол радищевское “Путешествие из Петербурга в Москву”, при Николае I за “Философическое письмо” Чаадаева объявили сумасшедшим, руководитель жандармерии Дубельт сожалел о ранней смерти Белинского, которого он не успел сгноить в крепости и т.д. Однако и советский режим недалеко ушёл от царизма в неприятии критики. При всём трагизме 90-х, казалось, что вот хотя бы свобода слова вошла в нашу жизнь накрепко и навсегда. Но 149 место в рейтинге свободы прессы в 2020г. вряд ли подтверждает данный тезис.
При этом неясны цели преследователей оппозиционных журналистов. Они могут испортить журналистам жизнь, могут закрыть десятки СМИ, но людей, привыкших искать разные источники информации, самостоятельно её анализировать и делать выводы, ликвидация тех или иных изданий не вернёт в лоно Первого канала. Как показывает опыт, подавление отечественной свободной журналистики лишь многократно увеличивает аудиторию иностранных СМИ, вещающих на русском.
➡ Источник: https://publizist.ru/blogs/116247/39586/-