Одиозный экс-министр обороны Анатолий Сердюков, лишь совсем недавно амнистированный по делу о нанесении ущерба госбюджету на сумму 56 миллионов рублей, пошел на повышение. Теперь ему доверили контроль за предприятиями российского авиапрома, госкорпорации «Ростех», с годовой выручкой 350 миллиардов рублей.
В одну и ту же реку
Одним из самых скандальных кадровых назначений последнего времени стало возвращение в «обойму» бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова. Он назначен на должность индустриального директора по авиационной промышленности госкорпорации «Ростех». До недавнего времени фигурант коррупционного скандала и уголовного дела о халатности тихо руководил небольшим ОАО «Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения» (ФИИЦ М) в подмосковном Чехове. И вдруг такой резкий карьерный взлет, казалось бы, навсегда сбитого летчика: в последних числах октября Анатолий Сердюков «всплывает» на должности индустриального директора по авиационной промышленности госкорпорации «Ростех».
Назначению предшествовали произошедшие буквально за несколько недель до этого поспешные изменения в структуре управления госкорпорацией.
«1 октября по каким-то причинам — каким точно, неизвестно, были введены должности так называемых индустриальных директоров, отвечающих за конкретные направления промышленного развития страны», – утверждают источники в авиационной сфере.
Те же источники говорят, что приказ о назначении был подписан еще в начале месяца, но по непонятным причинам глава «Ростеха» Сергей Чемезов не спешил обнародовать этот факт. Так что для тех, кто в теме, «всплытие» Сердюкова неожиданностью не стало.
Отбелить добела
Внимательная к деталям федеральная пресса обращает внимание на еще одну странность. За две недели до реинкарнации одиозного экс-министра, военно-следственное управление СК РФ закрыло последнее уголовное дело, фигурантом которого был Анатолий Сердюков. Ему вменяли, что он «использовал свои полномочия вопреки интересам службы» в вопросе поставок мебели в Краснодарское президентское кадетское училище. Поставки эти, по версии следствия, в нарушение законодательства осуществлялись через благотворительный фонд, возглавляемый Анатолием Сердюковым.
Почти весь 2013 год шел своеобразный пинг-понг между ГВСУ СКР и прокуратурой. Одно ведомство выносило отказы в возбуждении уголовного дела, а другое эти отказы оспаривало в суде. В конце концов уже в нынешнем году сотрудников Минобороны, причастных к обеспечению кадетских корпусов, поразила массовая амнезия: ни один не вспомнил, чтобы на этом направлении имелись какие-либо нарушения.
Вызов обществу
Сказать, что назначение оскандалившегося министра было воспринято в штыки – значит, ничего не сказать. В Государственной думе были просто возмущены. Вот лишь некоторые комментарии политиков.
«Это очень неудачное назначение, совершенно не в тренде, по крайней мере, не то, что нужно для отечественной промышленности», – замглавы думского комитета по экономике Михаил Емельянов.
«Повышение Сердюкова – это вызов для меня, вызов справедливости, вызов правосудию, вызов законности, вызов всем гражданам России… Пусть Сердюков сажает морковку, а здесь его быть не должно. Сейчас будем разбираться, как он вообще туда попал», — один из лидеров КПРФ Валерий Рашкин.
Более того, по словам Рашкина, коммунисты намерены инициировать проверку правомерности назначения экс-министра на новую должность.
А в ЛДПР сравнили назначение Анатолия Сердюкова с УДО Евгении Васильевой.
«С точки зрения избирателя, гражданина, такое возвращение человека, которого подозревали в финансовых махинациях, обратно в структуры госпредприятий — неприемлемо», – заявил вице-спикер Госдумы Игорь Лебедев.
А вот в Кремле на скандальное назначение отреагировали крайне сухо и скупо. Дмитрий Песков сослался на невладение темой по причине работы в АП, а не в «Ростехе», заявив, что «Ростех»- это отдельная структура, не относящаяся к АП и Кремлю.
Крутое пике «Табуреткина»
Соцсети и блогосфера полнятся «разговорчиками в строю» на тему «новых горизонтов» и «полетов во сне и наяву», с явным намеком на авиационную промышленность и ее «эффективных менеджеров. Пользователи дружно хоронят авиапром и ретвитят «фотожабу» с кадром падающего самолета из юмористической серии «Крутое пике». «Теперь будем летать на табуретках!», – иронически восклицает один из фолловеров в Twitter, намекая на давнее прозвище Сердюкова («Табуреткин»), появившееся в связи с тем, что он пришел в Минобороны из мебельного бизнеса.
Особенное недовольство у пользователей соцсетей вызвал тот факт, что Анатолий Сердюков снова приставлен к ВПК. Не секрет, что после его отставки только ленивый не критиковал положение дел в армии, списывая все недостатки на плоды руководства экс-министра.
Вспомнить все
Анатолий Сердюков для отечественного чиновничьего Олимпа фигура знаковая. Но не в силу каких-то особых достижений на занимаемых постах, а совсем наоборот. Осенью 2012 года тогдашний министр стал свидетелем в резонансном деле о хищениях в «Оборонсервисе». Обвиняемой по делу проходила тогдашний начальник департамента имущественных отношений министерства обороны Евгения Васильева. Именно эти две фамилии – Сердюков и Васильева, – надолго стали обществе символами коррупции в высших эшелонах власти.
В начале 2013 года Главное военное следственное управление возбудило уголовное дело по статье «злоупотребление должностными полномочиями». Следствием было установлено, что Минобороны активно способствовало не повышению обороноспособности страны, а развитию бизнеса зятя министра – Валерия Пузикова.
Осенью того же года Следком РФ возбудил в отношении Анатолия Сердюкова уголовное дело о халатности (часть 1 статьи 293 УК). В результате действий бывшего министра государству был причинен ущерб на сумму более 56 миллионов рублей. Именно столько потерял госбюджет из-за устного распоряжения Анатолия Сердюкова о строительстве дороги к острову Школьный в Астраханской области, где располагается база отдыха «Житное», принадлежавшая уже упомянутому зятю министра Валерию Пузикову.
И греть бы бывшему министру нары, но весной следующего, 2014 года, Сердюков попал под амнистию ко Дню Конституции и дело против него было закрыто.
Однако репутация экс-чиновника была «убита» всерьез и, как казалось, надолго. Что же касается Евгении Васильевой, то ей повезло меньше. Она все же была осуждена на пять лет, но выпущена по УДО летом этого года, отсидев большую часть срока вместо колонии общего режима под домашним арестом. Что вызвало целый шквал негодования в обществе, в СМИ, в соцсетях и в Думе.
Какие деньги доверили Сердюкову в «Ростехе»?
Пожалуй, текст был бы неполон без характеристики того «огорода», который доверили скомпрометировавшемуся экс-министру. Сферой ответственности Анатолия Сердюкова в госкорпорации «Ростех» станет курирование ее авиационных активов. К ним относятся субхолдинги «Вертолеты России» (объединяющий все вертолетостроительные предприятия страны), Объединенная двигателестроительная корпорация, «Технодинамика». Общая годовая выручка сконцентрированных под новоназначенным индустриальным директором структур составляет около 350 млрд рублей.
По данным «Известий», бывший министр будет курировать деятельность трех компаний: Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК), «Технодинамика» и концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) — все они занимаются производством агрегатов и систем для авиационной промышленности и военно-промышленного комплекса.
Впрочем, г-н Сердюков для «Ростеха» человек не новый, и эта поляна хорошо ему знакома по опыту работы главой наблюдательного совета с 2007 по 2012 годы. Да и после ухода с этой должности по всем понятным причинам, связи не оборвались. Укрепить знания специфики данной работы помогла и должность советника первого заместителя гендиректора корпорации, которую экс-министр обороны занимал в последнее время. Впрочем, успокаивают в пресс-службе госкорпорации, Анатолий Сердюков не будет участвовать в органах управления «Ростеха».
Одним из самых значительных контрактов «Ростеха» стала история закупки за бюджетные деньги прямо с завода-изготовителя в американском «Сиэтле» 50 «Боингов», поставленных затем в операционный лизинг «Аэрофлоту». Соглашение с Boeing было заключено еще пять лет назад, при Сердюкове – главе набсовета. Стоимость контракта операционного лизинга составила 3,5 млрд долларов, а общий срок контракта 12 лет.
Как видим, «Ростех» – отнюдь не лавочка, торгующая булавками, тут оперируют солидными суммами. И то, что амнистированного экс-чиновника приставили к столь серьезным деньгам, как минимум, настораживает. Ведь 350 миллиардов рублей на дороге не валяются, а в то, что коррупционеры бывают бывшими, верится как-то не очень.
Справка
За время нахождения Анатолия Сердюкова на министерском посту госбюджет, по данным следствия, потерял не только 56 миллионов рублей. Куда более значительную лепту в разграбление бюджета внесли его подчиненные. В частности, тогдашний начальник департамента имущественных отношений министерства обороны Евгения Васильева. Доказанный ущерб от незаконной деятельности последней при начальнике-Сердюкове превысил по разным уголовным делам 190 млн и 1 млрд рублей.
Источник: