Граждане России из ДНР и ЛНР примут участие в выборах Госдумы через Ростовскую область
Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) 19 сентября пройдет в семи регионах страны, постановил Центризбирком. Москва, использующая свою систему интернет-выборов, попала в этот список вне конкурса, остальные были отобраны из 11 претендентов. Курская, Мурманская, Нижегородская, Ростовская и Ярославская области, а также Севастополь победили вроде бы по формальным критериям, но на самом деле из-за того, что в них будут проведены различные электоральные эксперименты. Например, через Ростов за партии, идущие в Госдуму, будут отданы голоса нескольких сотен тысяч граждан Российской Федерации из непризнанных ДНР и ЛНР.
Хотя все решения по ДЭГ в ЦИКе, судя по всему, были приняты заранее, процедура выдвижения претендентов соблюдалась в полном объеме. Главы избиркомов или их заместители лично либо по видеосвязи презентовали соответствие своих регионов требованиям, которые были сформулированы публично. Главным было иметь высокую погруженность жителей того или иного субъекта РФ в интернет и в пользование электронными сервисами портала «Госуслуги». Приветствовалась и активность региона в ходе всероссийского тренировочного запуска ДЭГ в середине мая. Очки претендентам добавляла и активная информационно-разъяснительная работа.
А вот ситуация с коронавирусом, хотя она и значилась среди формальных критериев, особого интереса у ЦИКа не встречала, хотя соискатели ДЭГа все равно показывали данные о количестве заболевших и выздоровевших. Уже по ходу конкурса стало понятно, что кроме Москвы изначально шедшей вне общей процедуры отбора, преимущества имеют те регионы, где официальный ДЭГ уже проводился. Это Курск, Нижний и Ярославль. Затем – вроде бы неожиданно – в число фаворитов выделились Мурманск и Севастополь.
А с Ростовом уже стало все ясно сразу после завершения презентации. Дело в том, что на ней была заявлена и такая цель, как обеспечение активного избирательного права российским гражданам, проживающим в непризнанных ДНР и ЛНР. Прозвучало, что таковых около 400 тыс. человек. В самих непризнанных республиках, напомним, оперируют чуть большими цифрами. А лидерское положение Мурманска и Севастополя в своем выступлении разъяснил зампред ЦИК РФ Николай Булаев. Он отметил как совершенно правильную такую задачу, взятую на себя северянами, – дать возможность голосовать людям с самых что ни на есть отдаленных территорий. Государство тратит на это огромные ресурсы, а в случае введения ДЭГ это может оказаться дешевле для бюджета, а главное – удобнее для самих избирателей.
При этом и Севастополь тоже имеет свой участок для эксперимента. Булаев поддержал стремление к тому, чтобы граждане, покидающие курортные территории в отпускной сезон, все-таки могли голосовать в том числе и за кандидатов в одномандатных округах. Таким образом, с помощью ДЭГ произойдет дальнейшее развитие системы «Мобильный избиратель», которой Центризбирком сильно гордится. В реальности же это означает, что как федеральные выборы по округам, так региональные и даже самые низовые муниципальные кампании приобретают электоральные резервы непросчитываемого заранее масштаба. То есть какие-то даже небольшие выборы можно будет той или иной политической силы выигрывать через ДЭГ, а потом объяснять, что партия, мол, просто дошла до нужных избирателей, хотя те и разъехались по всей стране. А потому, конечно, будет любопытно посмотреть на результаты одномандатных кампаний во всех допущенных на ДЭГ семи регионах.
Напомним, кстати, что среди оппозиции как раз бытует мнение, что выборы в Госдуму по округам представляют собой головную боль Кремля. Дескать, федеральный Центр не в состоянии контролировать ход проходящих одновременно 225 забегов, а стало быть, начинает иметь значение региональное разнообразие. Скажем, экс-глава навальнистов Леонид Волков именно на этом тезисе строит сейчас всю свою пропаганду о неминуемом успехе «умного голосования». Как представляется, теоретически его выкладки были бы достаточно верны, если бы на практике в них не вмешивался поправочный коэффициент ДЭГ. К тому же величина этой поправки не будет просчитываться до самого подведения итогов, попыток же обжалования результатов выборов в России уже никакая оппозиция всерьез не предпринимает.
***
Заявления ЦИК анализировали и авторы общественно-политических Telegram-каналов. «В этом проявляется логика организаторов ДЭГ. Масштабировать практику постепенно, тестировать ее без резких телодвижений», – полагает«Темник».
«Москва имеет законодательное право на использование ДЭГ, а также опыт применения этой платформы, так что она априори должна была находиться в этом списке, – пишут авторы «Мейстера». – Что же касается остальных регионов, то получается, что в 3-х из них ДЭГ уже применялся не только на пробном тестировании ЦИКа, но и на практике: в Нижегородской области – во время голосования о поправках к Конституции, в Ярославской и Курской областях – во время довыборов в Госдуму. Получается, что реальных «новичков» в этом списке всего 3-е, то есть меньше половины. Как мы видим, ЦИК очень осторожно масштабирует применение новой технологии волеизъявления граждан, добиваясь максимальной готовности регионов к ее использованию, чтобы избежать любых эксцессов, ставящих прозрачность выборов под сомнение. Разумный подход, учитывая, что никакого давления по срокам на ЦИК нет».