Трагедия с отстрелом чиновников, разыгравшаяся в подмосковном Красногорске, потрясла всю страну. Бизнесмен Амиран Георгадзе, который считался «своим в доску» в райадминистрации, вдруг решился на убийство первого заместителя главы района Юрия Караулова. История Георгадзе стала раскручиваться как клубок и обнажила ситуацию с земельным беспределом, в котором увяз Красногорск. «Лента.ру» встретилась с местными общественниками, которые рассказали о происходящем в районе.
Продавали все
Детально разбирая историю взаимоотношений Георгадзе с красногорскими властями, СМИ часто выдавали версию, что именно убитый Караулов правил бал в районе и слыл серым кардиналом, решавшим все земельные вопросы, а глава райадминистрации Борис Рассказов держался в стороне от большого передела. Вывод, мягко говоря, неоднозначный, учитывая тот факт, что чиновник уже двадцать лет возглавляет район. «На моей практике документов, подписанных Рассказовым, было не меньше, чем подписанных Карауловым. Поэтому говорить о том, что все делал Караулов, а Рассказов был в стороне, нельзя. Многие документы о вырубке деревьев, о выделении и застройке земель, в том числе особо охраняемых территорий, проходили за подписью Рассказова», — свидетельствует председатель московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Евгений Соседов.
Земельно-строительная вакханалия, указывают общественники, в полном масштабе стартовала в Красногорском районе во второй половине нулевых. «Здесь начали продавать все. С молотка тогда пошли природоохранные территории. Была попытка продать даже Лохин остров — государственный памятник природы регионального значения, — хотя там действовали все возможные охранные режимы. В свое время там не дали построить президентскую резиденцию. Никто не мог туда проникнуть. Однако с середины 2000-х и эта территория стала доступна для желающих. По указке главы района Рассказова земельные участки оформлялись без проблем, и на них согласовывалось строительство», — вспоминает Соседов.
Сотрудники правоохранительных органов на месте убийства Юрия Караулова Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсантъ»
В ожидании большого куша слияние бизнеса с властью при участии надзорных ведомств произошло очень быстро. «Был в районе крупный земельный делец Юрий Гордеев, в свое время работавший советником у губернатора Подмосковья Бориса Громова. Он организовал из какого-то ГУП свое ООО “Земля-Экспертиза”. Сотрудники этой коммерческой организации, занимавшейся оформлением земли, постоянно находились в здании районной администрации, в кабинетах чиновников, так что отличить их от представителей власти было невозможно. Вот в то время и началась свистопляска с распродажей земель усадьбы Архангельское и с Лосиным Островом», — отмечает активист.
Тогда же Георгадзе, по словам Соседова, пролоббировал строительство первого многоэтажного жилого комплекса на территории сельского поселения, где по закону нельзя строить выше трех этажей. В деревне Глухово стал строиться целый город — «Рублевское предместье» (Георгадзе был соучредителем ООО «Сабтерра», которая владела земельным участком). «Жителям обещали золотые горы, новую инфраструктуру, а по факту ничего, кроме транспортных и экологических проблем, они не получили», — поясняет собеседник.
Дверь ногой
Прокурором Красногорского района тогда был скандально известный по игорному делу Александр Игнатенко. «Именно при нем пошла череда безнаказанных действий с выделением земель, с утверждением самых противозаконных проектов. Фактически Игнатенко крышевал всю эту деятельность. Общественники писали ему десятки писем, но все было бесполезно: “терялись” целые тома проверок, игнорировались суды», — говорит Соседов.
Со временем фамилия Георгадзе стала фигурировать если не в каждой, то в каждой второй строительной эпопее. Бизнесмен славился тем, что мог открыть дверь ногой в любой кабинет в Красногорске. За Георгадзе числились десятки коммерческих предприятий, осуществлявших самые разные виды деятельности. «Рестораны, кондитерская, служба такси, салоны красоты для дочерей. По ощущениям, этот человек держал полгорода. И вел себя соответствующе: как хозяин», — вспоминают горожане. Однако основной профит ему все же приносило строительство и оформление земли. Проблем с землеотводом, как утверждают местные, у Георгадзе не случалось никогда. С городской администрацией предприниматель был всегда на короткой ноге, да и с районными властями трений относительно земли не возникало.
До поры до времени. В один прекрасный момент руководство района, в отличие от руководителей городского поселения Красногорска, вдруг перестало включать повсеместно зеленый свет для Георгадзе. По одной из версий, это связано с тем, что на территорию зашли застройщики федерального уровня, которые могли серьезно поднять планку в аппетитах чиновников. Возможно, в связи с этим районные власти решили пересмотреть существующие договоренности с местным авторитетом.
Амирана Георгадзе называли хозяином Красногорска Фото: пресс-служба МВД РФ / РИА Новости
Впрочем, у нашего источника другое мнение. «В СМИ сейчас говорят, что Георгадзе в последние годы не мог согласовать новые проекты, что его как-то прижимали областные и районные власти. Но как тогда объяснить тот факт, что еще летом 2015 года областные власти выдали ему разрешение на строительство нового микрорайона в деревне Поздняково (ООО “Грин Таун”, гендиректор Георгадзе) и даже на своих официальных сайтах “рекламировали” начало стройки? На слушаниях жители выступили против, поскольку строить восьмиэтажки в деревне нельзя. К тому же канализация от жилого комплекса, как предполагается по проекту, должна была сливаться в реку Липку — источник питьевого водоснабжения Москвы, что законом строго запрещено. Тем не менее проект был согласован и на районном, и на областном уровнях», — объясняет он.
Что нам стоит дом построить
С легкой руки авторитета начиналось много скандальных проектов. Именно его компания презентовала план застройки участка площадью 24 гектара между Ильинским шоссе, речкой Банькой, частным сектором Павшино и четвертым микрорайоном Павшинской поймы — там, где сейчас выросли 45-этажные корпуса ЖК «Арт». Публичные слушания проходили в 2009-2010 годах.
«Нам представили проект с многоэтажными жилыми домами, спортивной ареной, ледовым дворцом, школой, поликлиникой и детскими садами. Предполагалось, что этажность домов будет 20-25 этажей. Местные жители принимали активное участие в слушаниях, потому как уже видели на примере Павшинской поймы, как строительство жилых домов опережает строительство инфраструктуры. Поэтому просили местные власти обратить внимание на то, чтобы территория начала застраиваться именно с социально значимых объектов. Но по факту все произошло совершенно наоборот: дома возвели, а ни один соцобъект до сих пор не введен в эксплуатацию», — поясняет председатель ТОС «Павшино» Николай Зуев.
Стройка началась внезапно в 2011 году. По словам Зуева, на запросы жителей о том, что строится на данной территории, замглавы горадминистрации Александр Филиппов, ранее занимавший должность красногорского городского прокурора, отвечал, что никаких разрешений на работы не выдавалось. Чиновники отчитывались об отсутствии разрешений, а работы при этом шли полным ходом. Причем по глубине котлована уже было видно, что вырастут на пустыре вовсе не 25-этажные дома. Вопросов становилось все больше. И тогда появились представители не «Реал-Сервиса», изначально показывавшего проект, а от компании «Крост».
Оказалось, что «Реал-Сервис» влился в «Крост», у которого появились иные виды на застройку пустыря: вместо спортивной арены и детсада рабочие выгоняли 45-этажные дома. При этом историческое русло Баньки, речки федерального значения, безо всяких разрешений застройщик «укутал» в железобетонный коллектор. Чтобы увеличить площадь, были полностью ликвидированы водоохранные зоны.
ЖК «АРТ» в Павшино Фото: art-krost.ru
«Разрешение на первые четыре дома было выдано горадминистрацией Красногорска задним числом. Его подписывал Филиппов. Он вообще подписывал документы на самые одиозные и вопиющие стройки, которые затевались в последнее время в городе. Разрешение на пятое 45-этажное здание на месте последнего клочка зелени в Павшино Мособласть выдала только недавно. Хотя когда Андрей Воробьев пришел на пост губернатора, он клятвенно обещал, что пятого дома не будет», — рассказывает Соседов.
Подобных примеров, когда компании Георгадзе сначала презентовали проект, а потом переуступали его, очень много. Получая земли под любые архитектурные замыслы по щелчку пальцев, часть он застраивал сам, а часть продавал.
Из таких проектов жители вспоминают строительство ТРЦ «Красный кит» рядом со зданием райадминистрации. «Георгадзе получил в собственность стоявший там маленький кинотеатр “Комсомолец”. По проекту планировалась его реконструкция и создание культурного центра Красногорского района. Затем бизнесмен из проекта вышел. В результате был построен огромный ТЦ, ради которого вырубили больше гектара усадебного парка (усадьба “Знаменское-Губайлово” является объектом культурного наследия федерального значения). Культурный центр так и не появился, как не случилось и обещанной высадки деревьев взамен срубленных. Вместо того чтобы проверить законность превращения кинотеатра в торговый центр, правительство Московской области своим постановлением его узаконило, разрешив отклонение от предельно допустимой высотности», — комментирует председатель областного ВООПИиК.
Фирма Георгадзе оформляла землю и план застройки так называемой Черневской горки, излюбленного места отдыха горожан. «Проект Красногорского горнолыжного комплекса тогда не осуществился, потому как на защиту горки встали все. Однако идею “освоения” этой природной территории теперь лоббируют другие компании», — утверждают жители Красногорска.
Проиграть землю в карты
Первоначальным застройщиком Георгадзе выступал и в микрорайоне Опалиха — с проектом ЖК «Новая Опалиха». Строительство начинал он, потом проект ушел другой фирме. Однако местные жители не уверены, что в данном случае имела место продажа. По одной из версий, авторитет проиграл эту землю в карты.
«Строился наш жилой комплекс восемь лет. Можете себе представить, что пережили люди, купившие там квартиры еще в 2003 году. Только в конце 2010-го госкомиссия ввела в эксплуатацию наш ЖК, и мы смогли вступить в право собственности. Причем горадминистрация спокойно приняла этот дом у застройщика без отопления и горячего водоснабжения, без ремонта в подъездах и с текущими крышами. Мало того — в администрации не приметили, что компания забыла построить детский сад и школу. После того как Георгадзе вышел из проекта, строил это все “Интерком-Инвест”. Эта компания даже инфраструктуру городу не передала. Мы были как в феодальном наделе, потому что оплачивали всю коммуналку управляющей компании застройщика, которая, как потом выяснилось, четыре года не перечисляла в теплосети ни копейки за отопление. Надо сказать, что ни администрация, ни теплосети этого таинственным образом не замечали. То же самое было с оплатой водоснабжения», — рассказывает владелица квартиры в «Новой Опалихе» Ольга Ярикова.
Никаких штрафов, говорит Ярикова, на строительную компанию не наложили. Более того, «Интерком-Инвест» сейчас возвращается в микрорайон для строительства нового жилого комплекса рядом с «Новой Опалихой».
Борис Рассказов возглавляет район 20 лет Фото: 163gorod.ru Схватка с историческим центром
По словам местных жителей, Георгадзе интересовался еще одним лакомым куском земли — улицей Пионерской в историческом центре города, которая представлена домами в стиле раннего и позднего сталинского ампира и конструктивизма. Чиновникам, лоббирующим интересы застройщиков, это место с определенного времени как кость в горле: дома на Пионерской хотят снести.
«Квартиры в будущих жилых комплексах на месте наших домов начали продавать еще лет десять назад. Мы тогда подняли большой шум в горадминистрации, и компанию, продававшую эти квадратные метры, быстренько прикрыли. В 2008-м была липовая экспертиза, которая показала, что в зданиях деревянные перекрытия, земляные полы в подвалах, а фундамент в ужасном состоянии. Что вообще не соответствует действительности: перекрытия у нас каменные, полы в подвалах бетонные. Притом у всех домов 140 лет гарантийного срока эксплуатации. А в паспортах БТИ написано, что износ жилых помещений составляет 30-40 процентов, а никак не 70-80. Но Виктор Кругликов, на тот момент глава Красногорска, объявил аукцион и продал право на застройку земли под нашими домами ЗАО “Строительная компания” с уставным капиталом 10 тысяч рублей. Без нашего согласия нас, собственников, уже много лет любыми способами пытаются выкинуть отсюда», — рассказывает жительница Пионерской Елена Панкратова.
Взяли в «Садовое кольцо»
Впрочем, и в отсутствие Георгадзе есть кому развернуться в Красногорском районе. Сейчас отчаянная борьба между общественниками и властями развернулась вокруг участка с частным сектором на стыке Волоколамского и Ильинского шоссе, где находится поселок МПС (Министерства путей сообщения — прим. «Ленты.ру»). Еще десять лет назад здесь планировали сделать областной библиотечный центр, но в результате группа компаний «Садовое кольцо» намерена построить на этом участке ЖК «Тетрис» из девяти 32-этажных домов. Если проект будет реализован, город ждет полный транспортный коллапс.
«В 2012-м руководство города организовало аукцион по расселению ветхого жилья в поселке МПС. Как водится, никакой экспертизы по ветхости не проводилось. Аукцион на 2,8 гектара выигрывает “Садовое кольцо”: компания должна расселить дома, выкупить территорию у собственников и так далее. В договоре значится строительство на этой площади административного центра в три этажа и гостиницы в пятнадцать этажей», — говорит координатор движения «Спасем Красногорск» Александр Иванов.
В следующий раз о проекте услышали в ноябре 2014-го, когда «Садовое кольцо» вышло с просьбой к администрации городского поселения застроить не 2,8 гектара, а десять. Получив разрешение властей, застройщик «рисует» уже не скромную гостиницу в 15 этажей, а девять жилых домов. Хотя согласно генплану жилищное строительство на этой территории не предполагалось в принципе. «Новый проект прошел через градостроительный совет Московской области за личным утверждением губернатора в апреле 2015 года. Сейчас мы пишем жалобы в Генпрокуратуру: кроме превышения этажности в два раза, была в три раза превышена предельно допустимая норма по плотности строений и в два раза — по плотности жителей»,— отмечает общественник.
Интересный нюанс: замдиректора компании «Садовое кольцо МПС», «дочки» ГК «Садовое кольцо», отвечающей за реализацию проекта ЖК «Тетрис», является Виктор Султанов, ранее трудившийся на посту замглавы городского поселения Красногорск.
Евгений Соседов много лет борется с застройкой Красногорского района Фото: culture.ru
Другой момент: городская прокуратура признала незаконной всю цепочку документов по отводу земли в поселке МПС. Надзорное ведомство настаивает на том, что не признан факт ветхости жилья, поэтому расселение было незаконным, как незаконна и передача семи дополнительных гектаров застройщику. Горсовет депутатов, в свою очередь, отклонил предписание прокуратуры, такое же решение приняла горадминистрация.
«Дна нет. В районе становится все хуже, качество жизни падает. Работы здесь нет, каждый день почти весь город ездит в Москву и обратно — в забитых электричках или стоя в бесконечных пробках. Социальные объекты перегружены, а новые, в отличие от бесконечных жилкомплексов, никто не строит. В детсады многотысячные очереди. А теперь еще и собственников выживают из домов. При этом вырубают леса и парки, застраивают все рекреационные зоны», — негодует Евгений Соседов.
Но самое, по его мнению, циничное — что все это делается под лозунгом развития района и улучшения жизни населения.
Екатерина Петухова
Источник: