Канал «Стамбул» оплатят Россия и Украина, хотят они того или нет
Турецкий министр транспорта и инфраструктуры Адиль Караисмайлоглу сделал важное заявление о канале Стамбула, «проекте века», который президент Реджеп Тайип Эрдоган назвал «своей мечтой». Об этом говорится в колонке «В последнюю минуту» стамбульской газеты Sabah.
Министр Караисмайлоглу начал с того, что, по расчетам турецких экспертов, безопасный ежегодный трафик через Босфор составляет 25 тысяч судов, а через него в 2020 году прошло 38 404 судна. Нельзя списывать со счетов глобальный экономический кризис, вызванный ковидной пандемией. В тучные времена транзит доходил до 53 тысяч судов за год.
Позиция Анкары такова: да, Конвенция Монтре предусматривает свободный проход в мирное время через Босфор и Дарданеллы. Но Турция обязана обеспечить в своих водах безопасность судоходства, что является базовой ответственностью любого государства.
Сторонники «проекта века» прогнозируют увеличение танкерного движения через Босфор, что повышает риск аварий. А этого нельзя допустить. Конечно, вспоминают недавнюю пробку в Суэцком канале.
Именно поэтому Эрдоган, инициировавший этот проект, доведет дело до логического конца.
Но сомнения выразили турецкие военные. Не так давно группа из 104 отставных адмиралов опубликовала открытое письмо, что строительство «взорвет» основополагающий договор от 1936 года, более известный как Конвенция Монтре. Этот документ, как известно, нормирует движение военных судов водоизмещением до 15 тысяч тонн с дополнительными ограничениями на размер и тип оружия, которое они могут нести, а также устанавливает ограничение на пребывание в Черном море не более 21 дня для флотов, не имеющих прописку в этом водоеме.
На прямой вопрос местной прессы, может ли Эрдоган вообще отказаться от «Монтре», спикер турецкого парламента Мустафа Сентоп сказал: «Он может. Не только наш президент, но и лидеры Германии, США или Франции могут сделать то же самое. Но есть разница между возможным и вероятным… Выход из международных договоров, таких как Конвенция Монтре, не входит в повестку дня Турции».
Таким образом, Турция вроде бы взяла на себя добровольное «бремя» по сохранению прежнего статуса, чтобы не злить мировое сообщество. Но слово «добровольное» является ключевым в сомнениях ряда экспертов, в том числе турецких. Все будет зависеть от того, «как решит нация».
Ничего не мешает Анкаре через какое-то время отказаться от своего же обязательства, скажем, после очередной разборки с Москвой. Например, в качестве «ответки» за помидоры, которые Россия не покупает у Турции, или из-за конфликта в Сирии, что более вероятно. Да мало ли какой повод появится. Можно не сомневаться, что янки воскликнут «Вау!», а там, глядишь, и звездно-полосатый авианосец нарисуется вблизи Одессы.
Однако вернемся к финансовой стороне вопроса, поскольку Эрдоган говорит о «проекте века», как о государственном бизнесе. Значит, намек министра Караисмайлоглу более чем прозрачный: 28 тысяч судов, в первую очередь иностранных, Анкара перенаправит через канал «Стамбул», и никакие крики обиженных стран не помогут.
«В любом случае правительство (турецкое) разработает новые правила, призванные подтолкнуть грузоотправителей к каналу „Стамбул“, нравится им это или нет», — пишет Дэвид О’Бирн, авторитетный стамбульский эксперт-журналист, специализирующийся на национальной энергетике.
За проход судов из Черного моря в Средиземноморье однозначно придется платить, причем, много. Между тем, сегодня в соответствии со Второй статьей Конвенции Монтре, сборы не предусмотрены, если не считать копеек, которые собираются за санитарный контроль, использование маяков и отчисления в пользу спасательных служб.
По большому счету, турки кормятся за счет лоцманских и буксировочных услуг, да и тут не больше штуки баксов с корабля.
Чтобы было понятно, какая жаба душит Эрдогана, напомним: соседний Египет получает примерно $ 6 млрд. в год в качестве платы за проход по Суэцкому каналу, причем при транзите, ориентировочно, 20 тысяч судов. Конечно, из Средиземноморья в Красное море идут огромные танкеры и сухогрузы, но за последние 15 лет тоннаж судов, проходящих через Босфор, тоже вырос на 30%.
Уже ведутся разговоры о цене вопроса для черноморских стран, которым придется платить за инициативу Эрдогана. Очень похоже, что «османский султан» хочет спасти свою падающую экономику за деньги «русского царя» и «украинского гетмана».
Министр Караисмайлоглу сообщил, что суммарные инвестиции в «проект века», включая шесть мостов через канал и сухопутную инфраструктуру, составят $ 15 млрд. По его словам, старт строительства назначен на июнь, когда начнется заливка фундамента для первого моста. Общий срок не должен превысить 5 лет, чтобы не перегрузить экономику Турции. Значит, где-то летом 2026 года первые корабли пойдут по новому 45-километровому маршруту.
Даже если будущие суммарные сборы с судов за проход через канал «Стамбул» окажутся в 2−3 раза ниже, чем у египтян, то доходы Анкары в размере до $ 2 млрд. окажутся расходами Москвы и Киева, а также Бухареста. Софию турки в расчет не берут, слишком уж убогая у болгар экономика, хотя и ей достанется по «самое не хочу».
Но это не все деньги, на которые рассчитывает «османский султан». Анкара помимо прокладки канала «Стамбул» назвала возведение логистического порта Ризе, с новой занятостью в 30 тысяч человек, первоочередным делом. И уже не секрет, на какие грузы он будет рассчитан: прежде всего, на зерно.
Вывод напрашивается сам: Украине, да и России тоже, с большой вероятностью, будет невыгодно везти из Черного моря судами пшеницу и кукурузу, главным образом, заказчикам из Юго-Восточной Азии. То есть новые тарифы на проводку сухогрузов окажутся запредельными и вынудят самостийных и русских зернотрейдеров отдавать свою продукцию за полцены туркам в порту Ризе. Ну, а те, само собой, перепродают с хорошей наценкой.
Отметим, что для очень небогатой Украины экспорт зерна является одним из главных источником валюты, но после 2026 года ситуация для нее однозначно ухудшится, несмотря на ничего не значащие покрикивания из Анкары, что она никогда не признает Крым российским.
Москве в этом вопросе будет чуть полегче, чем Киеву. Тем не менее, портам в Новороссийске и Туапсе придется несладко. Российским зернотрейдерам, а также продавцам нефти, чьи танкеры проходили через Босфор, придется искать альтернативу, например, Севморпуть, благо что этому способствует потепление климата. В любом случае, Кремлю нужно готовиться к переменам уже сегодня.
Многие турецкие эксперты в этой связи канал «Стамбул» уже назвали «сумасшедшим», способным разрушить в регионе хрупкий баланс интересов, как военных, так и экономических. Они считают, что все, что задумал Эрдоган, равносильно объявлению экономической войны России и Украине, что волей-неволей может подтолкнуть эти страны даже к союзу в борьбе с Анкарой.