Вступление
В 1991 году, на момент ликвидации СССР, Российской Федерации перешло 62 подводных ракетоносца, 13 старичков проекта 667А, 18 – проекта 667Б, 4 – 667БД, 14 – 667БДР, 7 – 667БДРМ, и 6 – проекта 941. Это были разные корабли. И если наши первенцы, те самые «Вани Вашингтоны», уже устарели и были порядком изношены, то 27 ракетоносцев трех последних проектов были на уровне мировых стандартов и даже немного выше.
Практически все эти корабли ждала печальная судьба. Часть из них десятилетиями будет гнить у пирсов без ремонта, часть – быстро порежут, потому как договоренности с западными партнерами. А часть – выживет и дождется смены в виде «Бореев», но слишком малая часть, увы, дабы можно было говорить о полноценном морском компоненте ядерной триады. Можно сказать, что в лихие 90-е морской компоненты СЯС у РФ не было. А огромные средства, потраченные на создание морского ракетно-ядерного меча, попросту уничтожались, без толку и цели, и ради то ли популярности на Западе, то ли экономии средств.
Слово «Цусима» у нас любят, постоянно вспоминают то поход Рожественского, то затопление Черноморского флота, а то Таллинский переход. Но гибель 55 подводных ракетоносцев без войны или интервенции, почему-то этим словом не обозначают. А зря – аналогов мировая история точно не знает. Корабли, способные служить при нормальном уходе и ремонте до 35–40 лет, резали на иголки спустя 10–20 лет.
Часть 1. Русские янки
Не считая проекта 658, который был откровенно ущербным, именно 667А и их модификация – 667АУ, по другому – «Наваги» и «Налимы», прозванные американцами «Янки», стали нашими первенцами, определившими развитие РПКСН на следующие десятилетия. Вступали в строй корабли с 1967 по 1974 годы на двух заводах: «Севмаше» и ССЗ им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре.
Всего было построено 34 крейсера, которые, увы, устарели практически мгновенно. Все дело в жидкостных ракетах, числом 16 штук. Изначально по проекту это Р-27, с дальностью 2500 км, что крайне мало, но в модификации – Р-27У уже 3000 км. Крейсер мог бить восьмиракетными залпами. Повторюсь – уже к концу постройки серии этого было мало, а к концу семидесятых дальность ракет достигла 10000 км, все-таки прорыв ПЛО в Атлантике был серьезной проблемой.
Но выходы были, целых два.
Первый назывался 667АМ. И предусматривали модернизацию, с заменой ракетного комплекса Д-5 на комплекс Д-11 с МБР Р-31, дальностью 4200 км. В качестве минуса – ракет оставалось всего 12. В качестве плюса – ракеты были твердотопливными, что сильно упрощало жизнь экипажу. Проект не пошел. Помимо плюсов он требовал гигантских вложений, ослаблял ударную мощь ракетоносцев и главное – в ВМФ СССР были твердыми сторонниками ракет жидкостных. Но сам по себе вариант продления жизни кораблей, способных служить минимум до 2004 года, в принципе, был.
Второй вариант был просто идеален – 667АТ. Проект предусматривал замену ракетных шахт на 8 торпедных аппаратов (путем замены двух отсеков) и 32 крылатых ракеты РК-55 «Гранат» с дальностью 3000 км. Таким образом, не нарушая договор ОСВ-1, мы получали мощные подводные крейсера на базе старых лодок, то есть по копеечной стоимости.
Проект начали сворачивать еще в 1990 году, успели модернизировать только три крейсера. Да и те…
К-253 исключена в 1993 году, спустя всего пять лет после среднего ремонта и в возрасте 24 года. К-395 в том же году разоружена и использовалась как минный заградитель до 1997 года, когда совершила последнюю боевую службу. Формально списана в 2002, но по факту – именно 1993 год стал точкой в ее судьбе. К-423 списана в 1994 году. Русский ответ американским «Огайо» с «Томагавками» был уничтожен решительно и бесповоротно. Об остальных «Янки» говорить нечего. Двум из них повезло стать опытовыми: это К-403 «Казань» и БС-411 «Оренбург» (носитель сверхмалых подводных лодок). Они еще послужили, тот же «Оренбург» пробыл в строю 34 года. Остальные тихо и быстро порезали.
Часть 2. Первая «Дельта»
Вообще, правильно «Мурена». «Дельтами» советские ракетоносцы называли в США (Дельта-1 – Дельта-4). И что-то схожее с хищной рыбой есть: 12 МБР Р-29 комплекса Д-9 несли боеголовку в одну мегатонну и средства преодоления ПРО, и били на дальность 7600 км, что позволяло вести огонь от берегов СССР, превращая расходы на ПЛО в Северной Атлантике в бесполезно потраченные средства.
Те же два завода, что и в случае 667А, построили 18 новых крейсеров, вступивших в строй в период с 1972 по 1977 годы. Именно хищные «Мурены» окончательно поставили крест на желании НАТО повоевать с СССР. Но судьба их была, увы, печальна. 14 крейсеров были списаны с 1992 по 1995 годы в рамках СНВ-2. Остальные четыре постигла судьба не намного лучше. Две (К-457 и К-530) числились в строю до 1999 года, но сведений о выходах в море нет. К-500 активно ходила до 1996 года, списана в 2000 году. И лишь К-447 «Кисловодск» показала, сколько могли служить данные крейсера – корабль находился в строю до 2004 года, выполнив всего 20 боевых служб и 12 боевых дежурств. Крепкие корабли строили в СССР, жалко не тем достались.
Своего рода модификацией проекта 667Б можно считать четыре крейсера проекта 667БД. За счет удлинения корпуса на 16 метров количество ракет довели с 12 до 16, а дальность модифицированных ракет – до 9100 км. Все четыре крейсера были сданы Северному флоту в 1975 году. И списаны спустя 20 лет в 1995 году, без всякой попытки модернизации, хотя могли еще служить минимум 10 лет. С учетом, что в строю оставили четыре корабля предшествующего проекта – глупость или измена? Вопрос риторический. Хотя есть и простое объяснение: в строю оставляли корабли не по боевым качествам, а по факту среднего ремонта. Те, что прошли его на закате СССР – оставались, те, которые не успели – шли на иголки.
Часть 3. Погром «Кальмаров»
Следующим этапом развития проекта 667 стали РПКСН проекта 667БДР «Кальмар». 16 ракет Р-29Р несли разделяющиеся боевые части и обладали повышенной точностью. В таком варианте дальность достигала 6500 км, в моноблоке – 9100 км. Улучшили и обитаемость, безопасность, скорость ракетного залпа. Корабли получились отличные, и вступили в строй в период с 1976 по 1981 год в количестве 14 штук.
А дальше были 90-е. В 1995 году списаны первые два крейсера. К 2003 – таких было уже шесть. Принцип простой: требует ремонта – отстой – списание через пару лет. Еще одну в 2004 году переоборудовали в носитель сверхмалых подводных лодок. Остальные семь служили. Во-первых, окончилось безвременье, во-вторых – вожди осознали, что с такими темпами флот останется только на картинках и в качестве яхт у олигархов.
К-44 «Рязань», построенная в 1982 году, до сих пор находится в боевом составе Тихоокеанского флота, самим фактом своего долголетия доказывая – при нормальном ремонте и модернизациях с «Бореями» можно было бы не спешить. Но не сложилось. Половина ушла на лом, половину эксплуатировали на износ. А между тем эти корабли ровесники «Огайо», основы МСЯС США. Хорошие корабли… Были. Вот только сильно мешали нашему миролюбию в период разгула демократии.
Часть 4. Трагедия «Акулы»
48000 тонн подводного водоизмещения, 20 МБР Р-39 ракетного комплекса Д-19 с дальностью 8300 км и 10 боеголовками каждая. Замечу – твердотопливные ракеты. В чем-то, конечно, перебор. Но в целом – задел на десятилетия. Головной тяжелый подводный крейсер вступил в строй в 1981 году, шестой и последний – в 1989. До 2021 года они закрывали нишу МСЯС для Северного флота более чем полностью, даже если бы сгинули все остальные РПКСН.
Сразу скажу – не фанат этих кораблей. Гигантомания – это не всегда хорошо. Но в данном случае: они были уже построены, обкатаны, устранены детские болезни, обеспечено базирование. Бери и пользуйся. Благо США эта шестерка способна была уничтожить, не покидая баз. Но… не сложилось.
Сначала в 1995 году из боевого состава вывели ТК-202 в возрасте 12 лет. Официально – в ожидании ремонта. Денег не нашлось, и в следующем году огромный крейсер списан. ТК-12 поставили на прикол в 1996 году, заботливо отстреляв боекомплект. Когда к 2000 году крейсер без нормального ухода пришел в полную негодность – исключили. ТК-13 вывели в резерв в 1997 году, в следующем – исключили. США с охотой оплатили утилизацию.
ТК-17 и ТК-20 вроде как и уцелели, но вылезла другая проблема – ракеты для крейсеров производила Украина. Ее можно было решить, как производством там (в конце 90-х загибающаяся украинская промышленность за этот заказ схватилась бы обеими руками), так и создав свою ракету, благо проработки были. Но ставке была сделана на «Булаву» и «Борей», а два огромных крейсера замерли на приколе. Пребывают они там до сих пор. Время от времени насчет них появляются слухи, вроде переоборудования в носителей крылатых ракет. Но это политика. По факту же дорога этим гигантам одна.
Везучим изо всей серии оказался лишь головной ТК-208 «Дмитрий Донской». Переоборудованный в опытовый корабль для испытаний «Булавы», он пребывает в строю по сей день. И там ему предстоит жить минимум до 2025 года, то есть до 45-летнего возраста. Что и является неким пределом для этих гигантов, которых убила их страна. На деньги США, бессмысленно и беспощадно.
Выжившие
Те, кому повезло – проект 667БДРМ «Дельфин». Или «Дельта-4» по классификации НАТО. Семь кораблей этого типа вступили в строй с 1984 по 1990 годы, став логическим развитием линейки проекта 667. Еще чуть больше размер, дальность ракет, все те же Р-29, но модификации РМ, выше точность… Хороший пример того, как второе поколение путем эволюции превращается в третье.
Им повезло – они не были настолько мощными, как «Акулы», дабы вызвать интерес США. И были молодыми, дабы остаться без ремонта в лихие годы. А в 2000-е уже появились и понимание, и деньги на эксплуатацию. К-64 «Подмосковье» переоборудовали в носитель глубоководных подводных аппаратов, остальные шесть – основа МСЯС РФ и дожили до смены в виде «Бореев», не дав лишить Россию МСЯС окончательно.
Их эпоха тихо уходит. По мере вступления в строй новых ракетоносцев последние «Дельты» будут списываться. Но свой долг корабли выполнили – несмотря на падение количества РПКСН до минимального уровня, сам вид сохранился. И пережил погром, затянись который еще на пять лет, и флота попросту бы не стало.