Россия и ряд других стран давно выступают за многополярный мир, но вряд ли их обрадует образование нового полюса.О новом исламском блоке, в который входят Турция, Азербайджан, Пакистан, обладающий ядерным оружием, и собирается войти Бангладеш, пишет турецкий аналитик Бурак Бекдил.
“Существуют прочные исторические, этнические и религиозные узы, связывающие три мусульманских страны, расположенные в стратегических точках, под зонтиком нового альянса, к которым может присоединиться и четвертый кандидат. Одна из трех стран – член НАТО (Турция); у другой богатые источники углеводородов и растущий военный потенциал (Азербайджан); и третья – единственная мусульманская страна в мире, обладающая ядерным оружием (Пакистан)”, – пишет Бекдил в недавнем обзоре Центра стратегических исследований при Бар-Иланском университете.
Одни западные аналитики уже называют этот союз “новой осью зла”, другие – “осью зла против Индии и Армении”. С точки зрения Анкары, Азербайджан, Пакистан и Бангладеш – это редкая тройка стран, с которой у нее никогда не было политических споров. Пакистан и Бангладеш (еще будучи в составе британской Индии) были идеологическими союзниками Турции с начала 20 века благодаря общей религии и борьбе за независимость с западными державами. Азербайджан имеет еще более глубокую связь с Турцией, поскольку их объединяет этническое и языковое родство. “Одна нация, два государства” – это девиз, которым руководители Турции и Азербайджана описывают отношения между двумя странами”, – подчеркивает турецкий аналитик.
Для оформления нового стратегического партнерства существует и политическая почва, и тесное военное сотрудничество, и исторические корни. Как напоминает Бекдил, Турция традиционно была последовательным сторонником Пакистана в его споре с Индией из-за Кашмира, что привело к конфликту между Анкарой и Дели. В выступлении на Генеральной Ассамблее ООН в 2020 году президент Турции Реджеп Эрдоган сказал: “Мы выступаем за решение кашмирской проблемы путем диалога… и особенно в соответствии с ожиданиями народа Кашмира”.
Турецкий эксперт также указывает на целую цепочку углубления военных связей между Турцией и Пакистаном. Еще в 1988 году власти обеих стран создали Военную консультативную группу, целью которой было укрепление отношений в сфере военных закупок. По мере углубления сотрудничества группа расширилась и превратилась в Совет стратегического сотрудничества на высшем уровне. В начале 2020 года Эрдоган и премьер-министр Пакистана Имран Хан на очередной сессии Совета подписали 13 меморандумов о взаимопонимании, пять из которых касались оборонной промышленности.
Несколько ранее Турция и Пакистан подписали контракт на продажу Исламабаду четырех многоцелевых корветов. “Обладание Пакистаном четырьмя корветами изменит баланс сил в регионе и выведет страну на позицию ключевого игрока”, – заявил Асад Акгюн, генеральный директор “Военно-морского концерна Турции”. В 2018 году “Turkish Aerospace Industries” подписала контракт на 1,5 миллиарда долларов на продажу Пакистану 30 ударных многоцелевых вертолетов T129.Углубляются военные и политические связи между Турцией и Азербайджаном. В июне 2020 года Азербайджан объявил о планах закупки боевых дронов турецкого производства. “Работа в этом направлении продолжается. Теперь у нас будут реальные результаты “, – прокомментировал тогда эти контракты премьер-министр Азербайджана Закир Гасанов. В том же месяце парламент Азербайджана одобрил законопроект о получении финансовой помощи от Турции, которая использовалась для закупки систем вооружений.
Как напоминает Бекдил, это был своевременный шаг со стороны Азербайджана. Всего четыре месяца спустя между Азербайджаном и Арменией вспыхнула война из-за Нагорного Карабаха. Среди аналитиков существует консенсус в отношении того, что именно турецкие беспилотники Bayraktar изменили ситуацию в пользу Азербайджана. Турция отправила в Азербайджан и другую технику, военных инструкторов, а также тысячи сирийских боевиков.
Если выгоды союза между Азербайджаном и Турцией очевидны для обеих сторон, то в чем выгода более тесного союза между Турцией и Пакистаном, кроме пакистанского ядерного зонтика и продажи турецкого военного снаряжения? Как полагает Бурак Бекдил, “процветающая оборонная промышленность Турции может получить доступ к китайским военным технологиям через Пакистан, как например, критически важные технологии реактивных истребителей, в которых Турция остро нуждается”.
Не случайно, в отличие от большинства стран западного мира, включая США, Турция игнорирует геноцид Китаем уйгурского меньшинства, этнических тюрков. Испытывающая нехватку денежных средств Турция также все больше зависит от китайских инвестиций.
С одной стороны, замечает эксперт — “новый альянс отчасти угрожает долгосрочным интересам России и Китая, фактическим вторгаясь в зоны их влияния. Но в краткосрочной перспективе новый блок выгоден как России, так и Китаю, поскольку он будет означать дальнейшее движение Турции на восток и ослабление ее связей с западными институтами, включая НАТО”.
От себя добавим, что появление нового блока радикально настроенных суннитских стран, одно из которых обладает ядерным оружием, потенциально опасно для Израиля. Оно позволяет укрепить позиции Турции в соперничестве с вновь сложившимся блоком арабских стран Персидского залива и Израиля. При этом ныне существующие тесные связи Иерусалима и Баку также могут разрушиться, как это произошло в свое время и в отношениях с Анкарой.